30 лет независимости: мы за безъядерный мир!
В этом году исполняется 32 года с момента, когда отгремел последний взрыв на Семипалатинском ядерном полигоне, почти столько же прошло и с момента образования Международного антиядерного движения «Невада – Семей».
Вице-президент движения Султан Картоев, принимавший активное участие в борьбе за антиядерный мир, поделился воспоминаниями о том ужасном времени, когда земли Семея были пронизаны «грибным» ядом.
Я помню конец 80-х - начало 90-х годов прошлого столетия, когда население ВКО и жители территорий, прилегающих к Семипалатинскому ядерному полигону, ощущали на себе ядерные испытания. Я в то время жил в Шульбинске, в 60 километрах от города Семея. Строили мы тогда крупнейшую в Казахстане Шульбинскую ГЭС. У нас был большой коллектив, и воздействие этих испытаний мы ощущали на себе не только физически, но и атмосферно. После каждого взрыва дома «танцевали», посуда падала, шкафы «ходили», - вспоминает Султан Картоев.
По его словам, напряжение было большое, особенно в семьях с маленькими детьми. У каждой семьи были готовы две сумки: одна с вещами, другая с документами. Чтобы в случае сильного землетрясения, можно было выбежать со всем необходимым и не тратить время на сборы.
В то время не было информации о полигоне, нам никто ничего не объявлял. Потом через некоторое время сообщили, что был произведен взрыв на Семипалатинском ядерном полигоне. Эти испытания не могли продолжаться долго, и народ начинал возмущаться, объединяться. После каждого взрыва росла активность населения. Не было ни одного протеста, но, тем не менее, люди бурно все это обсуждали. Мы не знали о физическом воздействии полигона на человека, поскольку ранее не было никаких ядерных катастроф, мы многого обо всем этом не знали, все это было новым для нас. Но, тем не менее, мы догадывались, что взрывы идут во вред человеку, – вспоминает Султан Картоев.
Всего за время ядерных испытаний на полигоне были произведены наземные, воздушные и подземные взрывы. После последнего, в феврале 1989 года, произошел выброс из шахты, и радиоактивные отходы разлетелись по направлению ветра. Все это стало известно населению. Тогда и возродилось движение «Невада-Семей», которое объединило многонациональный народ Казахстана в борьбе за безъядерное будущее страны и мира. Всего за несколько месяцев движение насчитывало уже около двух миллионов человек. Отделения движения «Невада-Семей» открывались во многих странах мира.
Несмотря на давление военно-промышленного комплекса бывшего Советского Союза, 29 августа 1991 года Первый Президент страны закрыл Семипалатинский ядерный полигон. Указом Президента в 1992 году Семипалатинский ядерный полигон был преобразован в Национальный ядерный центр. Сегодня энергия атома на пострадавшей от ядерных испытаний земле используется в целях мира и прогресса. Перспективные инновационные проекты реализуются на базе Национального ядерного центра и Парка ядерных технологий в городе Курчатове. Решаются вопросы развития атомной отрасли.
Закрыв полигон и добровольно отказавшись от ракетно-ядерного арсенала, Казахстан доказал всему миру, что является последователем и приверженцем идей ядерного разоружения и нераспространения.
Я горд и счастлив, что движение «Невада-Семей» возникло именно в нашей стране, и что я состоял в нем и был его участником. Сегодня многие страны отказались от ядерного оружия. Поэтому я благодарен Нурсултану Назарбаеву и Олжасу Сулейменову, которые внесли весомый вклад в будущее не только нашей страны, но и мира в целом, – заключил вице-президент движения «Невада-Семей».