Почему нельзя запрещать повышение цен на продукты питания в Казахстане
Подорожание продуктов питания отражается на уровне жизни населения. При этом распространено мнение, что одним из способов решить данную проблему является запрет на повышение цен. О том, какими последствиями это грозит, читайте в материале NUR.KZ.
Когда стоимость продуктов питания растет, увеличиваются соответствующие расходы населения. При этом страдают другие сферы жизни казахстанцев: остается меньше денег на одежду, отдых, развлечения, образование и так далее. Так, в сентябре инфляция в Казахстане продолжила расти и достигла 17,7%. Соответственно, дорожают и социально значимые продукты питания. С подобной проблемой сталкиваются и другие страны.
Например, из-за этого в Беларуси было запрещено повышение цен с 6 октября. При этом введение подобных мер часто предлагается и в Казахстане. Однако, как сообщают аналитики Telegram-канала Tengenomika, это может привести к негативным последствиям.
Риски регулирования цен
Согласно мнению аналитиков, подобные меры прямого запрета и жесткого регулирования цен являются "беспрецедентными и абсурдными для экономики".
Повышать цены нельзя, как и уйти с рынка, что, по сути, ставит бизнес в тупиковую ситуацию. С одной стороны, дорожает себестоимость, а с другой стороны, бизнес теряет маржинальность и свою конкурентоспособность, что обязательно скажется на объемах производимой продукции и ее качестве, – отмечается в публикации источника.
Другими словами, предприниматели могут столкнуться с тем, что цена закупки товара в итоге окажется выше, чем цена продажи. Как результат, это может привести к убыткам бизнеса, которому просто будет невыгодно работать.
Подобное явление отмечалось в Казахстане в 2020 году, когда предпринимателям приходилось продавать товары похуже качеством из-за введения ограничений на цены.
Риски дефицита и черного рынка
Также о рисках запрета на повышение цен высказался Telegram-канал Finance.kz, который указывает, что такие методы могут привести только к дефициту и черному рынку. То есть, как отмечалось ранее, бизнесу будет невыгодно покупать товары с ограничениями на наценку.
В итоге они могут просто перестать их продавать, что создаст дефицит. В то же время некоторые предприниматели могут начать реализовывать эти товары незаконно и по ценам выше, чем рыночные, из-за высокого спроса на фоне дефицита.
В результате могут пострадать потребители, которые либо вовсе не смогут купить продукты, либо будут тратить на них еще больше денег. Поэтому эта сфера должна регулироваться рыночными механизмами и антимонопольными органами, чтобы избежать недобросовестных действий.
Напомним, что в Казахстане ранее применялись другие способы регулирования цен на продукты питания.