По заснеженным маршрутам: как работает снегомерная служба в ВКО
Сорок четвёртый год работает в снегомерной партии Александр Дюкарев, и на сегодняшний день является одним из самых опытных представителей этой редкой и непростой профессии в Восточном Казахстане, передает корреспондент Altainews.kz.
Всего по области насчитывается 10 снегомерных маршрутов, на которых работают 26 сотрудников, осуществляющих замеры снежного покрова. От его объёмов напрямую зависит восполнение запасов влаги в реках, озёрах и водохранилищах региона. По словам снегомеров, именно зимние осадки обеспечивают подпитку водоёмов весной.
НА РОДУ НАПИСАНО
Как главный инженер партии Александр наравне с другими коллегами регулярно выходит на маршруты, находящиеся в разных районах Восточного Казахстана. На территории области где-то снега выпадает больше, а где-то меньше. К числу наиболее «снежных» относятся бассейны крупных рек, впадающих в Бухтарму, Бухтарминское и Шульбинское водохранилища в двух соседних областях.
По словам Александра, длина маршрута составляет 125 км, и получается, что преодолеть нужно 250 км – туда и обратно. Из начальной точки в селе Урыль снегомеры должны добраться до конечного пункта неподалёку от водопада Кокколь и развалин обогатительной фабрики. Высота над уровнем моря там превышает 2500 метров, а попасть туда не так просто, особенно в суровое зимнее время.
На этот раз группе из четырёх снегомеров удалось пройти столь сложный путь за пять дней и выполнить все задачи. В немалой степени тому способствовала погода, хотя не раз прежде было, что из-за бурана снегомеры задерживались на неделю, а то и две, невольно оказавшись в снежном плену.
Успешной работе на маршруте предшествовала тщательная подготовка местных снегомеров, а также их коллеги из области.
СПЛОШНОЙ ЭКСТРИМ
Если разобраться, то работа снегомеров представляет собой сплошной экстрим. Кто привык к труду в уютном тёплом офисе, общению с внешним миром на виртуальной основе, тому не понять суровых реалий мужской работы. Её не переложить «на плечи» самых умных компьютеров и искусственный интеллект. Это одна из редких профессий, где именно человеческий фактор, как вчера, так и сейчас, и завтра, будет решать очень многое.
Чтобы успешно пройти маршрут, нужно быть настоящим универсалом: ездить верхом на лошади, ходить на лыжах, ориентироваться в тайге, горах, песках, лесу, на равнинах, быть немного альпинистом, туристом и пловцом, плюс ко всему хорошо знать своё основное дело, разбираться в технике, любить и чувствовать природу. В общем, любые престижные школы и курсы выживания, популярные сегодня в мире, меркнут перед опытом снегомеров.
По словам главного инженера снегомерной партии, за последние десятилетия в его профессии изменилось очень многое. Сейчас редко используется авиация для облётов, но выручает технический прогресс. В помощь снегомерам пришли навигаторы JPS и спутниковые телефоны, появилась надёжная связь с вышедшими на маршруты. Решаются постепенно вопросы оплаты труда, обеспечения снегоходами, но всё же главной фигурой, как и в любом другом деле, является человек, на котором завязано всё.
ОПЫТ ПРЕДКОВ
По пути следования у снегомеров обязательно наступает момент, когда снегоходы уже не могут пройти по снежному океану и горным кручам, и тогда на помощь им приходят лыжи, подбитые мехом.
По информации главного инженера снегомерной партии, фактические данные за много лет показывают, что зимы становятся обильными на осадки, а летние сезоны, наоборот, выдаются очень засушливыми.
Снегомеров привлекает эта работа из-за близости к природе, из-за возможности наслаждаться её красотами, богатствами и уникальностью.
Много ли есть на свете таких профессий, где каждый день и каждый шаг даётся через преодоление – себя, своих сомнений, трудностей и невзгод, а в итоге ожидает чувство удовлетворения от достижения успеха!
Таир Сапаргалиев,
Фото Валерия Шведова из архива Александра Дюкарева