RU
Усть-Каменогорск
-12°
туман Штиль
526.81 542.72 5.16

По заснеженным маршрутам: как работает снегомерная служба в ВКО

Фото: Валерия Шведова из архива Александра Дюкарева
Фото: Валерия Шведова из архива Александра Дюкарева
28 февраля 2024 10:30 389

Сорок четвёртый год работает в снегомерной партии Александр Дюкарев, и на сегодняшний день является одним из самых опытных представителей этой редкой и непростой профессии в Восточном Казахстане, передает корреспондент Altainews.kz.

Всего по области насчитывается 10 снегомерных маршрутов, на которых работают 26 сотрудников, осуществляющих замеры снежного покрова. От его объёмов напрямую зависит восполнение запасов влаги в реках, озёрах и водохранилищах региона. По словам снегомеров, именно зимние осадки обеспечивают подпитку водоёмов весной.

Роль водных ресурсов возрастает с каждым годом из-за глобального потепления, участившейся засухи, растущего дефицита влаги, поэтому наша работа нужна и важна для выработки необходимых прогнозов, – объясняет Александр Дюкарев. – Снегомеры каждый месяц готовят отчёты, а для этого отправляются по своим маршрутам.

НА РОДУ НАПИСАНО

Как главный инженер партии Александр наравне с другими коллегами регулярно выходит на маршруты, находящиеся в разных районах Восточного Казахстана. На территории области где-то снега выпадает больше, а где-то меньше. К числу наиболее «снежных» относятся бассейны крупных рек, впадающих в Бухтарму, Бухтарминское и Шульбинское водохранилища в двух соседних областях.

В частности, одним из самых протяжённых и сложных является Белоберельский  маршрут, который пролегает в сторону известной горы Белухи, – рассказывает наш собеседник. – Буквально перед новым годом мы побывали там, вместе с коллегами произвели замеры снега. Это один из четырёх маршрутов, за которым из-за его особой сложности закреплены не два, как обычно, а сразу три сотрудника.

По словам Александра, длина маршрута составляет 125 км, и получается, что преодолеть нужно 250 км – туда и обратно. Из начальной точки в селе Урыль снегомеры должны добраться до конечного пункта неподалёку от водопада Кокколь и развалин обогатительной фабрики. Высота над уровнем моря там превышает 2500 метров,  а попасть туда не так просто, особенно в суровое зимнее время.

На этот раз группе из четырёх снегомеров удалось пройти столь сложный путь за пять дней и выполнить все задачи. В немалой степени тому способствовала погода, хотя не раз прежде было, что из-за бурана снегомеры задерживались на неделю, а то и две, невольно оказавшись в снежном плену.

Успешной работе на маршруте предшествовала тщательная подготовка местных снегомеров, а также их коллеги из области.

Фархад Каирбаев, Серикхан Асылбеков, Ербол Уалиханов работают не первый год, поэтому у них всё до мелочей продумано и отработано, – говорит Александр Дюкарев. – Серьёзная работа и серьёзные ребята. В нашу профессию люди если приходят, то делают это однажды и на всю жизнь, потому что по-другому здесь не получится. У нас это, как говорится, на роду написано, в генах сидит, передается от предков, любивших свой край и свой труд.

СПЛОШНОЙ ЭКСТРИМ

Если разобраться, то работа снегомеров представляет собой сплошной экстрим. Кто привык к труду в уютном тёплом офисе, общению с внешним миром на виртуальной основе, тому не понять суровых реалий мужской работы. Её не переложить «на плечи» самых умных компьютеров и искусственный интеллект. Это одна из редких профессий, где именно человеческий фактор, как вчера, так и сейчас, и завтра, будет решать очень многое.

Чтобы успешно пройти маршрут, нужно быть настоящим универсалом: ездить верхом на лошади, ходить на лыжах, ориентироваться в тайге, горах, песках, лесу, на равнинах, быть немного альпинистом, туристом и пловцом, плюс ко всему хорошо знать своё основное дело, разбираться в технике, любить и чувствовать природу. В общем, любые престижные школы и курсы выживания, популярные сегодня в мире, меркнут перед опытом снегомеров.

Очередной выход на маршрут выдался очень удачным, слава Богу, – говорит Александр Дюкарев. – Обошлось без лишнего экстрима, что говорит в пользу высокого профессионализма, исключающего риск, особенно неоправданный, из-за каких-то недоработок. Это радует больше всего и придаёт сил для дальнейшей работы.

По словам главного инженера снегомерной партии, за последние десятилетия в его профессии изменилось очень многое. Сейчас редко используется авиация для облётов, но выручает технический прогресс. В помощь снегомерам пришли навигаторы JPS и спутниковые телефоны, появилась надёжная связь с вышедшими на маршруты. Решаются постепенно вопросы оплаты труда, обеспечения снегоходами, но всё же главной фигурой, как и в любом другом деле, является человек, на котором завязано всё.

Часть маршрута мы проехали на авто с нартами, на которые погрузили снегоходы, необходимое имущество, – говорит собеседник. – На бездорожье потом пересели на снегоходы, ночевали в пути в подготовленных избушках, делали замеры снежного покрова. Иногда его высота достигает нескольких метров и требуется много усилий, чтобы сделать шурфы в снегу, замерить его плотность, а также зафиксировать другие необходимые параметры.

ОПЫТ ПРЕДКОВ

По пути следования у снегомеров обязательно наступает момент, когда снегоходы уже не могут пройти по снежному океану и горным кручам, и тогда на помощь им приходят лыжи, подбитые мехом.

Они широкие, не проваливаешься на них в снегу, а расположение меха не позволяет на подъёме откатываться назад, как на простых лыжах, – объясняет Александр Дюкарев. – На спусках лыжи, наоборот, катят по шерсти, а не против неё, что заметили и начали использовать ещё наши мудрые предки. Их опыт до сих пор нас выручает.  

По информации главного инженера снегомерной партии, фактические данные за много лет показывают, что зимы становятся обильными на осадки, а летние сезоны, наоборот, выдаются очень засушливыми.

К примеру, нынче общая картина по запасам снега полностью совпадает с тем, что было в прошлом году, – говорит Александр Дюкарев. – Тогда период половодья в масштабах ВКО выдался относительно благополучным. Но выводы и прогнозы делать пока рано, подождём и посмотрим, что реально покажут последующие месяцы.

Снегомеров привлекает эта работа из-за близости к природе, из-за возможности наслаждаться её красотами, богатствами и уникальностью.

Самая любимая картина перед моими глазами – это снежная целина, по которой пролегает лыжный след, как от железнодорожных рельсов, – делится эмоциями наш герой. – Впереди туман и полная неизвестность. Куда идти, что нас ждёт за белой завесой и безмолвием? Но всё равно – надо идти!

Много ли есть на свете таких профессий, где каждый день и каждый шаг даётся через преодоление – себя, своих сомнений, трудностей и невзгод, а в итоге ожидает чувство удовлетворения от достижения успеха!

Таир Сапаргалиев,

Фото Валерия Шведова из архива Александра Дюкарева

 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться