RU
Усть-Каменогорск
+19°
пасмурно ветер 6 м/с, ЮВ
479.05 534.57 5.17

Режиссер Татьяна Баева: «Классика чистит душу»

8 марта 2024 14:00 456

21 и 22 марта 2024 года восточно-казахстанских зрителей ожидает премьера спектакля «Дубровский. Начало…» Творческий подарок к празднованию 225-летия А. С. Пушкина жителям региона готовит Восточно-Казахстанский областной драматический театр, сообщает корреспондент Altainews.kz.

Прольет ли спектакль свет на тайну незавершённого романа? И на какую публику рассчитана новая постановка?

Об этом и не только после закрытой сдачи спектакля рассказала режиссёр-постановщик, обладатель нагрудного знака «Отличник культуры» Республики Казахстан Татьяна Баева.

СЛОЖНО И ИНТЕРЕСНО

Спустя семнадцать лет Татьяна Николаевна возвращает восточно-казахстанских зрителей к бесценному литературному наследию Пушкина. Если в прошлый раз это были лирические повести Белкина – «Метель» и «Барышня-крестьянка», – то на сей раз знаменитый разбойничий роман «Дубровский». Как и прежде, выбор режиссёра пал на прозаическое произведение классика.

Я больше люблю работать с прозой, поскольку она даёт мне возможность лучше понять персонажей, их характеры, поступки. Кроме того, если в пьесе я как режиссер-постановщик зажата, то в прозе у меня больше пространства для фантазии, можно экспериментировать, – говорит Татьяна Баева. – Читая у Пушкина описания природы, места действия и пропуская их через собственное воображение, я однажды увидела, как это может быть реализовано на сцене. Конечно, не сразу. Отдельными фрагментами, символами. Было и сложно, и интересно.

– Со дня постановки спектакля «Играем Пушкина» изменилось ли Ваше отношение к творчеству классика русской литературы?

Я по-прежнему люблю, очень понимаю и чувствую Пушкина. Для меня удовольствие работать с таким материалом.

- Адаптируя роман для сцены, Вы изменили многое?

Нет, мои изменения коснулись лишь отдельных слов, фраз и некоторых сцен. Были сокращения.

ЗАГАДОЧНЫЙ РОМАН

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» является одним из самых загадочных в его творчестве: произведение было не завершено, а название придумали друзья поэта.

– Многие считают, что у романа «Дубровский» нет финала, а стало быть, напрашивается продолжение истории, счастливая развязка. Вы разделяете такое мнение?

Мы с актёрами рассуждали, почему роман производит впечатление неоконченного... Все люди существуют ради определённой цели. Первоначально единственной целью Владимира Дубровского была месть. Но после встречи с Машей любовь завладела сердцем молодого человека. А когда Дубровского лишили и этого чувства, что ещё ему оставалось делать? В этой истории для нас вполне всё ясно и логично. Вместе с тем, мы даём зрителям свободу развить тему кому как хочется.

– Кто для Вас Владимир Дубровский?

Благородный, смелый, порядочный герой, для которого слово «честь» не пустой звук. Такого героя не хватает сегодня, очень сильно не хватает.

- Молодой исполнитель роли Дубровского и мнимого гувернёра Дефоржа изысканно говорит по-французски. У кого он брал уроки?

У моей сестры, которая живет во Франции. Я отправляла ей набранный текст, а она присылала мне аудиозапись с правильным произношением. Благодаря хорошей памяти Юра Миронов схватывал всё на лету.

– Сценография премьерного спектакля может вместиться в один чемодан, не считая грубых стульев и подвижных решёток. Это отсылка к тому, что происходящее на сцене вне рамок времени и пространства?

Изначально я не хотела какой-либо определённой привязки к эпохе, месту действия. Для меня считалось важным другое – чтобы при отсутствии декораций каждая сцена, эпизод спектакля были действенными, эмоциональными, визуальными, смысловыми и ассоциативными.
Вместе с тем, был замысел создать ощущение ограниченности в чувствах, эмоциях, действиях. С помощью незамысловатых элементов сценографии этого удалось добиться.

Все актеры у Вас от начала до конца спектакля находятся на сцене. Это ведь потрясающая нагрузка!?

И при этом каждый актёр играет в спектакле несколько ролей. В одном эпизоде он дворовый человек, в другом – чиновник, а в третьем – рассказчик, «читающий» авторский текст. Задача актёров – за короткое время в пластике, перевоплощении заставить зрителя включить фантазию, чтобы тот понимал, кто есть кто. Такая игра, на мой взгляд, интереснее для зрителя. Он не просто следит, наблюдает за сюжетом, а незаметно вовлекается в происходящее. Мне нравится ставить спектакли для думающего зрителя!
С другой стороны, персонажи Пушкина настолько объёмные, что самим актёрам они дают возможность лучше узнать себя, вырасти в мастерстве.
Кто уже прочёл роман, тот придёт на наш спектакль сопереживать, а кто ещё не успел познакомиться с произведением, тот полюбит главного героя и выберет сторону справедливости.

– Но у каждого героя Пушкина своё понимание справедливости. Что тогда должно быть ориентиром?

Во время внезапного сумасшествия в суде Дубровский-старший восклицает: «Как не почитать церковь божию!» Не это ли ориентиры – божьи законы и заповеди?

– Спектакль яркий, динамичный, энергетически заряженный. Держит в напряжении, даже если ты знаком с произведением и знаешь, чем всё закончится. Нотки психологического триллера привносит потрясающее музыкальное оформление. Кто автор, если не секрет?

Общую атмосферу спектакля создает музыка Шнитке. Композитор как будто бы писал для моего спектакля, а заведующая музыкальной частью Елена Мищенко нашла произведения и предложила. А тот эффект, о котором говорите Вы, создаёт музыка современного британского композитора и дирижёра Патрика Хоуза.

– На какую форму, жанр «ложится» премьерная постановка? Классический разбойничий роман?

Скорее, драматические наброски, затрагивающие актуальные темы человеческих взаимоотношений, а также чести, достоинства, любви.

ПОРТФОЛИО

В режиссёрском портфолио Татьяны Баевой 34 спектакля для детей и взрослых. В числе писателей-классиков, попавших своими произведениями в фокус её внимания, в разные годы были Н. Некрасов, Ф. Достоевский, А. Островский, М. Ауэзов, А. Пушкин.

Кто-то говорит, что классика скучна и неинтересна, кто-то по-современному интерпретирует её. За что Вы любите классику?

Классика не может быть устаревшей. Великие русские писатели, драматурги Александр Островский, Антон Чехов, Иван Тургенев так тщательно прописывали образы, характеры. Там есть что играть: конфликт, коллизии. И к тому же классика, как пылесос, чистит душу!

Текст: Дарья Шавлева

Фото автора

 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться