RU
Усть-Каменогорск
-6°
пасмурно ветер 1 м/с, С
522.49 547.88 5.06

Сага о Маркаколе: возвращение к истокам 

11 декабря 2024 21:00 169 Анастасия Литвинова

70-е годы прошлого столетия для меня, новоиспеченного выпускника ВГИКа (Всесоюзный «госинкубатор» киношников), стали своего рода трамплином в творческо-созидательной деятельности. Этаким личным Ренессансом. Два авторских фильма о высокогорном озере Маркаколь стали призерами престижных телефестивалей и демонстрировались на ряде телевизионных каналов, включая всесоюзные и зарубежные…

ЗАПОВЕДНОЕ ОЗЕРО

Несколько слов о нюансах работы над художественно-поэтическим кино-эссе «Озеро студеное, ласковое».
Съемки шли довольно успешно, в полном соответствии со сценарием, но, увы, человеку дано лишь предполагать. Осуществить в полной мере задуманное помешала цепочка нелицеприятных событий, происшедших в самый пик съемочного периода. Так случилось, что над Маркаколем неожиданно, словно гром среди ясного неба, возникли реальные угрозы, и наша киногруппа оказалась перед рядом фактов, грозящих серьезной катастрофой жемчужине Седьмого континента. Поэтому приступая к работе над заключительной частью дилогии, названной «Старик и Озеро», мне пришлось срочно переориентироваться. Ее содержанием – на этот раз уже чисто публицистическим – теперь стало не восторженное любование местными красотами, а хроникальная съемка эпизодов, разоблачающих варварство тех, кто безоглядно рубит сук, на котором сидит. 

Кардинально решить проблемы с противозаконными действиями пришлых «флибустьеров», в корне предотвратив их, в какой-то мере помогло «важнейшее из искусств», ну, и немалые тогда еще возможности «четвертой власти». Озеру Маркаколь и части прилегающей к нему территории решением Правительства был придан статус заповедности.

РЫБА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Шли годы. «Озерная» жизнь понемногу налаживалась. Была создана организационная структура, учитывающая наиболее важные функции: охрану биологического разнообразия, научные исследования и мониторинг, а также экологическое просвещение. Буквально с первых дней образования Маркакольского заповедника здесь действует «Музей природы», разработаны две экологические тропы. 

Конечно же, проблем пока еще было более чем предостаточно: территория довольно обширная, за всем не углядишь. Донимают бакланы, пожирающие в больших количествах молодь ценных рыб. Иногда «пошаливают» пришлые браконьеры, добирающиеся к озеру из соседнего района через горы, по знаменитой Австрийской дороге, а еще косолапые хозяева тайги, потерявшие страх из-за вольготной жизни в условиях усиленного режима заповедной зоны. Расплодившиеся донельзя, эти нахальные «гурманы» взяли привычку во время нереста вылавливать мечущих игру самок ускуча, да и самцов тоже. Особенно же им нравится смаковать рыбьи головы. Мне не однажды приходилось видеть на берегу озера горки обезглавленных рыбьих тушек. Можно, конечно, сказать – мол, что поделаешь, на то воля Божья – и отмахнуться от этой вроде бы незначительной проблемы, если бы не реальный вред воспроизводству рыбных запасов и от мишек, и особенно от многочисленных колоний бакланов. Управленцам заповедника стоит над этим призадуматься. 

СУДЬБА МАЛОЙ РОДИНЫ

Теперь вернусь к проблеме, достойной быть помещенной в Книгу рекордов Гиннесса. 
Маркакольский район был четырежды ликвидирован, и вновь, как пресловутая птица Феникс, возрождался. Как-то с год – полтора назад, разбирая накопившуюся почту, поступившую на e-mail возглавляемого мною корпункта, я наткнулся на письмо, почему-то оказавшееся в Спаме, подписанное «Максат Нургалиев, член президиума РОО «Ветеран органов КНБ РК», полковник в отставке». Эта было своего рода откровение, в котором он, уроженец Бурана – одного из крупейших сел Маркакольского района, расположенного на берегу Черного Иртыша, – как истинный патриот малой Родины делился своими переживаниями из-за бесконечной административной чехарды, выпавшей на ее долю. 

Изложенная искренне и предметно, со множеством убедительных фактов и дельных предложений, эта история меня очень заинтересовала, но в связи с навалившими в этот период проблемами, требующими срочного разрешения, я на какое-то время письмо отложил. Получилось, что в долгий ящик, так как вернулся я к нему только спустя полтора года, о чем очень сожалею. Попытавшись связаться с автором письма, чтобы уточнить некоторые детали, я с горечью узнал, что Максата Кумашевича не стало…

Максат – сын Кумаша Нургалиева, народного учителя Казахстана, человека, наделенного необыкновенной силой воли. Бывший фронтовик, лишившись ног во время выполнения задания, сродни подвигу Александра Матросова, не упал духом. Немного подлечившись, он вернулся в родное село, где стал учительствовать в начальных классах, а затем, окончив пединститут, взялся за решение практически неподъемной в те послевоенные годы задачи, начав с присущей ему энергией пробивать строительство новой школы. 

Но вернусь к письму Максата. Вот несколько выдержек из его письма по поводу неприятия сложившейся ситуации, а также ряд деловых предложений:
«События, происходящие в бывшем Маркакольском районе, и в особенности обращение его жителей с просьбой о восстановлении его прежнего статуса к Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с положительной его резолюцией «А. Маминге, Д. Ахметовке. Маңызды мәселе. Кешенді түрде шешу керек» не могли не взволновать меня. Решается судьба моей малой Родины, трепетное отношение к которой заложено в детские годы и которое продолжаю испытывать до настоящего времени. Яркий образ села Буран, в котором долгие годы судьбой было начертано жить нашим родителям, растить и учить нас, пятерых детей, дать всем нам достойное образование, обзавестись своими семьями и, главное, папе повторить подвиг войны на ниве народного образования. Отец справился на все сто, оставив о себе добрую память и славу – жить и трудиться, справляясь со всеми невзгодами и трудностями». 

И довольно весомое, деловое предложение Максата Кумашевича: «Реализация туристского проекта на Маркаколе могла стать действенным примером строительства аналогичного туркомплекса на южном побережье озера Зайсан, открыть ранее действовавший водный маршрут по Иртышу из села Тугыл в Усть-Каменогорск. Добавлю от себя: полагаю, что его желательно продлить не только до Бурана, у которого ранее был статус речного порта и куда доставлялись грузы самым дешевым видом транспорта для всего района, но и до самой границы с Китаем.

Все эти проекты являются высокодоходными, активизируют экономическую ситуацию в южных районах Восточного Казахстана, снизят социальную напряженность среди местного населения. По данным ООН (UNWTO), самыми путешествующими нациями являются жители десяти стран: это США, Англия, Индия, Индонезия, Испания, Япония, Франция, Австрия, Южная Корея, и первое место в этом списке занимает Китай. Туристский бизнес имеет большой мультипликативный эффект на развитие сельскохозяйственного производства, на производство продуктов питания. Руководители учреждений понимают, что туризм в достаточном объеме мог бы решить многие проблемы маркакольцев, в том числе снизить уровень миграции, возвратить сельскую молодежь, обеспечить экологическую безопасность биосферы озера. Полагаю, что строительство в Маркакольском районе первой очереди туркомплекса для приема и обслуживания предположительно 200 тысяч китайских туристов будет осуществляться на целевые средства из областного бюджета с перспективой его реализации в коммерческую среду.

Нам не следует бояться экспансии китайцев на нашу территорию. Правительством приняты исключительные меры по ограничению выкупа земель, передаче их в аренду иностранцам, в том числе казахстанским юридическим лицам с участием иностранного капитала. Соблюдение этих правил позволит правильно строить бизнес с китайскими партнерами. Заметную роль в налаживании внешнеэкономической деятельности должен сыграть вновь восстановленный Маркакольский район». На мой взгляд, вполне резонное суждение, заслуживающее внимательного изучения соответствующими службами. 

СВОЙ ОСОБЕННЫЙ ПУТЬ

Я решил связаться с младшим Нургалиевым – Маратом, родоначальником «Высшего технического колледжа имени Кумаша Нургалиева», который он создал с нуля и назвал так в память о своем знаменитом отце. Мне необходимо было узнать мнение Марата о нынешнем состоянии дел на его малой Родине. 

«Сегодня наше родное село Буран, где взошла звезда трудовой славы отца, переживает нелегкие времена. Впрочем, как и весь Маркакольский район. Некогда крупная школа, которую создал наш отец и в которой училось в его времена около 1500 учеников, сегодня из-за оттока населения рискует превратиться в малокомплектную школу. Лично я согласен со своим старшим братом и считаю, что туризм – это единственное направление, которое выправит социально-экономический упадок района. Бог одарил этот край благодатным озером Маркаколь. Грех не воспользоваться этой возможностью». 

А далее вдруг несколько неожиданная, альтернативная информация: «По поводу же сложившейся ситуации с восстановлением районного статуса не могу не отметить, что среди части местного населения бытует мнение, что для них лучшим решением было бы присоединение к соседнему Зайсанскому району. Там есть аэропорт, хорошая больница, там богатые магазины и местный рынок благодаря соседству с Китаем. Оттуда автобусами через Аягоз едут люди в Астану и Алматы. И самое главное, Зайсан значительно ближе к ним, и дорога туда лучше. 

Я тоже придерживаюсь этого мнения. Как человек, который создал с нуля крупный колледж в Усть-Каменогорске и имевший филиалы в Семее, Риддере, Зыряновске и Шемонаихе, я хорошо понимаю, какие трудности возникнут при создании новых структур у власти Маркакольского района. Причем новые, необученные кадры должны будут наработать опыт в местных условиях. Все это займет не один год, а времени для этого нет. В Зайсанском же районе этих проблем нет. Да, конечно же, исходя из экономических соображений и бытовой логики, это так. Но на мой личный, и не только мой, взгляд, Маркольская сокровищница заслуживает более достойной участи, своего более престижного, не побоюсь даже этого высокопарного слова – возвышенного – пути». 

И в это, а еще и в то, что негоже оголять протяженную государственную границу, проходящую в таких неприступных горных чащобах, где нет следовых полос, а ее ориентирами служат не полосатые столбы с гербом Республики Казахстан, а либо высохшие лесины, либо гранитные россыпи, поверило обновленное Правительство республики. В конце августа 2023 года оно по поводу маркакольской проблемы приняло единственно верное решение: возобладал здравый смысл в видении настоящих и будущих перспектив района. Так что маркакольцев можно поздравить. Свершилось! Наконец-то одна из самых уникальных в природном, да и в геополитическом, отношении территорий «Седьмого континента» обрела свой изначальный статус приграничного района Восточно-Казахстанской области с полагающимися по закону преференциями для его жителей. 

ФИНИТА ЛЯ…

Ну, а завершу я эту свою пространную филиппику, эту весьма и весьма непростую историю, посвященную одному из многострадальных уголков «Седьмого континента», коллективным пожеланием большей части его коренных жителей. Китайская мудрость гласит «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Некоторые сочтут, что это весьма спорная теза, но для «электората» проблемной территории ВКО она полностью подтверждается. 

Так вот, докладываю! Наиболее стойкое народонаселение в восемь тысяч человек, не покинувшее родину предков даже в трудные времена, когда она была лишена районного статуса (для сравнения: до последней ликвидации в районе проживало двадцать шесть тысяч человек), и теперь, когда она возвратилась к своим истокам и вновь обрела статус самостоятельной административной единицы, настоя-тельно требует, чтобы разного рода горе-реформаторы прекратили порочную практику ликвидации района Маркаколь. 

РАЙ ЗЕМНОЙ

Должен сказать, что время, проведенное на озере Маркаколь и в его окрестностях, которые вполне соответствуют определению «райские кущи», оставило в моей, да и не только моей, душе неизгладимый след. Затерянное в труднодоступной горной впадине между хребтами Курчумским и Азутау, оно впервые было открыто для ученого мира, а затем все его прелести были эмоционально описаны в путевых заметках знаменитыми географами-первопроходцами Семеновым-Тяньшанским, Потаниным и Струве, которые в составе научных экспедиций побывали на Маркаколе в 1863 году. 

Одной из неожиданностей для ученых стала «метаморфоза» ленка сибирского, который в условиях высокогорья вымахал до огромных размеров. Старожилы называли лососьего родственника ускучом. А вот панегирик известного путешественника, натуралиста, охотника, знатока и исследователя Алтая Николая Яблонского: «При одном только воспоминании о дивной красоте этого большого озера в горах Южного Алтая меня невольно каждый раз снова тянет в чудный уголок мира, в этот рай земной. И дорого бы я дал, многим бы пожертвовал, чтобы снова иметь возможность поехать туда и поселиться там на всю жизнь, не испытывая особой нужды и лишений. Более живописного места, более красивого горного озера я не видел нигде и никогда, а изъездил я в жизни немало». 

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ

Интереснейший камуфлет произошел со мной неподалеку от подножья горы Мұзтау – Белухи. 
Выбирая подходящее место для съемок очередного эпизода к фильму, я наткнулся на группу людей, уютно расположившихся на гранитных валунах за импровизированным дастарханом. Их старший, пожав мне руку, представился: «Профессор Яблоков». Я опешил: как так?! Ведь он давно почил в бозе. Такая вот путаница возникла в моей нерадивой голове из-за сходства фамилии и даже ученого звания с известнейшим первопроходцем начала века. Но понять меня и простить можно: имя натуралиста Яблокова в те далекие годы знали лишь его коллеги по цеху. 

Разобравшись с генеалогией, я поинтересовался причиной царившего среди ученого люда веселья. Оказывается, мне посчастливилось застать команду первооткрывателей в их звездный час. Только что Алексей Яблоков и его талантливые подопечные обнаружили абсолютно новый подвид ящерицы, обитающей лишь в отрогах сакральной горы. Видимо, возникновению этой, отличной от других своих сородичей, рептилии поспособствовало мощное воздействие тех самых «флюидов», излучаемых ближним космосом, которые с помощью приемопередатчиков – пиков трехглавой царицы Горного Алтая, – окучивают близлежащие окрестности. Кстати, в народе об этих волшебных лучах невероятной целебной силы ходит множество легенд и слухов, наряду с термальной водой радоновых ключей, расположенных неподалеку. Должен отметить, положа руку на сердце, что некоторые из этих легенд довольно близки к реальности. 

ЖЕМЧУЖИНЕ НУЖНА ОГРАНКА

Красота, главная задача которой по определению – спасать мир, – возьмет на себя здесь, в этих заповедных маркакольских местах, еще и функции врачевателя, этакую роль рекреации. Причем оздоравливать будет не только тело, что, пожалуй, самое главное в наш суматошный, состоящий из бесконечных стрессовых ситуаций век, но и подуставшую душу. И если повезет, кто-то даже испытает при этом несравненное чувство катарсиса. 

Дело в том, что номады, проживающие в этих краях, издревле считали кристально-чистую воду Маркаколя целебной: испив стакан-другой, сразу можно почувствовать бодрость и прилив жизненных сил. В этом я убедился на собственном опыте. Вполне возможно, что одна из причин целебного эффекта – родники, подпитывающие озеро. 

Так что все это вкупе, всю эту лепоту, не имеющую цены, которая здесь повсюду и в больших количествах, надо наконец-то оценить по достоинству. Эта одна из главных козырных карт для возрождения, а затем и приумножения экономики самого отдаленного района области. Пока же «земной эдем» находится в статусе необработанного алмаза, требующего для увеличения ценности срочной огранки. 
Хочется думать, что не за горами время, когда рачительные хозяева области, решив первоочередные, насущные проблемы, обратят более пристальное внимание на этот дарованный свыше, благословенный уголок Восточного Казахстана. 

В идеале, при вложении достаточных средств, как казенных, так и от инвесторов, район Маркаколь можно за сравнительно короткий срок превра-тить в уникальнейший туристическо-оздоровительный кластер Казахстана. С использованием таких нестандартных видов тематического туризма, как экологический, конный, этно-, гастротуризм, этот край вполне мог бы соперничать с самыми популярными местами отдыха, а слово «Маркаколь» со временем станет ассоциироваться с одним из самых популярных на Евразийском континенте туристическим объектом, где есть возможность и комфортного времяпровождения, причем совмещенного с наиболее продвинутыми и уникальными лечебно-оздоровительными услугами. 

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

И напоследок хорошие, обнадеживающие новости! Во время недавней встречи с жителями Маркакольского района вице-министр Казахстана Абзал Бейсенбекулы, который находился в Восточном Казахстане с рабочим визитом, сообщил, что в рамках программы «Ауыл – ел бесiгi» в селах Маркаколь и Буран будет реализован ряд проектов на сумму 600 миллионов тенге.

В то же время первый заместитель акима Восточно-Казахстанской области Нурымбет Сактаганов сообщил о ходе реализации в регионе проекта «Ауыл аманаты», по которому подготовлена документация на микрокредитование сельчан под 2,5% годовых по 57 позициям на сумму 428 миллионов тенге. И еще, что очень важно, в целях обеспечения условий проживания для приезжих специалистов и бывших жителей Маркакольского района, пожелавших вернуться на малую родину, будет задействована программа «Одноэтажный Восток»: на возведение жилья для этих категорий граждан из бюджета выделены 80 миллионов тенге.

Анатолий Лаптев, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан
Фото из архива редакции

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться