RU
Усть-Каменогорск
-5°
туман ветер 3 м/с, В
530.12 546.08 5.17

Абақ-ана и ее значении в истории казахского народа

14 декабря 2024 22:00 134 ALTAINEWS

В казахской истории было немало выдающихся женщин, чьи имена стали символами нации. Знаменитый писатель и историк Муктар Магауин сказал: «...Древние эпические героини Гүлбәршін и Құртқа, Ақжұныс и Назым, из шежирной истории Домалақ-ене и Қыз-ене, Айша-биби и Абақ-ана. В историческом контексте матери ханов: Жақсы-бике, мать Абая Ұлжан, а также многие другие святые матери, чьи имена не сохранились, но они породили великих людей, такие как Айғаным и Бопай, правившие народом и возглавлявшие войска — являют собой яркий и точный образ казахской женщины...». Эти слова были написаны не случайно, передает Аltainews.kz.
Что касается Керейцев, в частности Абақ Керей, то до времени Ер Жәнібека Бердәулетұлы (1714-1792) точно неизвестно, на сколько родов они делились. Ер Жәнібек был не только известным героем, защищавшим свою землю и народ от врагов, но и мудрым оратором и вождем, защищавшим народ от внутренних разногласий. По указу Абылай хана народ Абақ-аны, выросший под ее покровительством, был объединен в 12 родов.
Имя Абақ связано с историей Керейских ханзад, среди которых встречались такие имена, как Абақ, Абақберді, Абахан, Абақтай, Абақай, Абақ бике. Абақ-ана продолжила путь своих предков, собрав распавшийся народ Керей и став его святым лидером.
Важно отметить, что распространенное мнение о том, что все двенадцать родов, назвавшихся Абақ, происходят от одной Абақ-аны, является мифом. На самом деле, Абақ-ана объединила одну часть Керейского народа и стала основой его силы. Она не позволяла сиротам плакать, помогала вдовам, а когда батыры отправлялись в поход, они получали ее благословение. Абақ-ана не просто благословляла их, она обеспечивала их всем необходимым: если лошадь была плоха, она поручала своим людям подарить лучшую; если не было оружия, она даровала его. Если у воина оставались старик или ребенок, она брала их под свою защиту.
В эпоху ханства термин «Три орды» обозначал три большие военные группы, одна из которых состояла из Керейцев. Когда они снаряжали своих воинов, они формировали две основные военные группы: Абақ и Ашамайлы. Эта группа, состоящая из тщательно отобранных воинов, была известна, и другие называли их «Абақ балалары» (дети Абақ).
Старинные источники шежире делят Керейцев на несколько подгрупп: Абақ Керей, Ашамайлы Керей, Уақ Керей, Қара Керей и другие. Названия Уақ и Керей часто упоминаются рядом, что свидетельствует о традиции. Во времена Абақ-аны ее родные села и деревни часто соседствовали с Уақ. Когда начались военные походы, Уақ часто называл себя «Уақ Керей», ссылаясь на родство с Керей. Многие известные герои из рода Керей учились у вождей Уақ, что отражает историческую связь между этими племенами.
Еще одна легенда говорит, что Абақ-ана была дочерью Самырзана из рода Сары үйсін. Эта версия хотя и является мифом, имеет под собой определенную историческую основу. Этот древний союз продолжался вплоть до Бердәулета, отца Жәнібека. Бердәулет взял в жены Хадишу, дочь Сары үйсін из рода Досымбек и Өмірбек, и от нее родился Ер Жәнібек.
Сарыүйсін - это древний род, входящий в состав Улы Жуз, с ураном Байтоқты и знаком Абақ. Сарыүйсіны происходят от Марау (Сары бәйбіше), первой жены Бәйдібек батыра. Исторически они занимали территории в Жетысу (реки Іле, Шу, Талас) и на склонах Каратау.
То, что знак Сарыүйсін - это Абақ, а имя дочери из этого рода совпадает с именем Абақ-аны, подчеркивает тесную связь мифа и реальности.
Непосредственно перед рождением Жәнібека, между 1600 и 1710 годами, Абақ Керей и Сары үйсін жили по соседству на территории Сарысу. Это подчеркивает их историческую связь и близость, как кумовьев и родственников. С учетом того, что эта территория была пограничной в конфликте между казахами и джунгарами, не вызывает сомнений, что именно здесь началась первая волна джунгарских атак.
Согласно шежире, Абақ-ана, происходившая из рода Сарыүйсін, в трудные времена, когда народ оказался на грани исчезновения, стала опорой для своей общины. Она сумела собрать своих людей, подняла своих героев на защиту, приютила бедных и оставшихся без всего. Она не допустила голода, не позволила оставаться позади.
Есть различные легенды о том, как, когда Жәнібек только начинал становиться известным молодым героем, его воспитывали известные воины из родов Уақ и Керей. Эти герои, такие как Ер Көкше, Ер Қосай, Сартоқай, Жанат и Сәменбет, продолжили героическое наследие, а уақ Бармақ батыр, Керей Шақабай, Барақ, Жабай и Ботағара стали наставниками и старшими братьями Жәнібека.
Среди этих батыров, как уже упоминалось, были те, кто лично знал Абақ-ану, слушал её наставления и нес её заветы. Возможно, что даже такие известные герои, как Ер Көкше, Ер Қосай и Бармақ, передавали Керейским молодым героям свои наставления и заботились о них. Существует легенда, что уақ батырлары брали с собой Керейских героев и обучали их.
Эти легенды, факты и устные данные подтверждают, что Абақ-ана была реальным человеком. В трудные исторические времена она смогла объединить одну часть Керейского народа, помогала им жить среди других казахских родов и стоять против врагов.
Что касается вопроса, кто остался владельцем дома Абақ-аны, то во всех шежире Керейцев говорится: «Черный шатер остался у младшего Сарбаса».
Понятие «черный шатер» всегда было почитаемым в любую эпоху. В стихах Мағжана Жұмабаева есть строки:

Когда множество тюрков разделяло наследство,
Разве не остался ли черный шатер у казахов?

Знаменитый поэт Арғынбек Апашбайұлы также пишет:

Сарбас - младший Керей Абақ,
Все, что родилось раньше — отличается,
Так говорят мудрецы,
Творец создал его как часть великой природы....

Все данные шежире подтверждают, что Сарбас является младшим из рода Керей и владельцем черного шатра. Жамбыл Артықбаев, проведший аналитическое исследование шежире Сарбаса, также подтверждает эти данные, утверждая: «Общее в разных версиях шежире - это то, что Сарбас является младшим из Абақ Керей. Шатер Абақ Керей находится у Сарбаса, его девиз - Сартоқай», - пишет он. Говоря о Сарбасе, следует отметить, что его род стал символом священной орды, древнего шатра в истории казахского народа.
Итак, кто же такой Сартоқай батыр, вождь и воин, который возглавил Сарбасов?
Исторические записи говорят о том, что когда джунгарские войска вторглись на казахские земли, Уақ и Абақ Керей понесли тяжелые потери и отступили к реке Сарысу. Төле би (1663–1756) сообщает, что Сартоқай, Әлменбет и Жабай из Керей, сражаясь с джунгарами, отбили их нападение и спасли другие казахские роды от истребления. Его храбрость и стойкость, а также несгибаемая воля народа Абақ Керей, стали основой для следующих поколений, и его называли: «Асыл тусаң Керей бол, үш қазаққа мерей бол». В предисловии к новому изданию «Абақ Керей төр шежіресінің» (2008 год) отмечается: «В прошлом Сартоқай, Жабай, Әлменбет; позже — Бұқарбай, Қаптағай, Машан, Қожаберген, Байтайлақ, Жантай, Шақабай и другие герои неоднократно отразили нападения врага и стали символами своей родины». Эти рассуждения показывают, что Сартоқай был не просто героем, а духовным лидером и защитником своего народа, объединяя Сарбас с его историческим девизом.
В статье Википедии говорится: «Сарбас руының ұраны болған Сартоқай батыр – Аягөз, Бұлантыда болған Қазақ-жоңғар шайқастарына қатысқан белгілі батыр... Данных о Сартокае осталось очень мало». Это также подразумевает, что Сартоқай был старшим по возрасту и значимым историческим персонажем среди всех батыров, живших в эпоху Ер Жәнібека. Действительно, не только Сартоқай, но и старшие батыры Керей, такие как Жабай, Жанат и Әлменбет, оставили мало записей о себе. Однако, исходя из древних шежир, род Сарбас стал символом старшего шатра Абақ Керей, что также подтверждает его важность.
Сарбас не был просто ро это был народ, который в тяжелые времена умел сохранять свои традиции, силы и сплоченность. Как и в случае с черным шатром, который не присваивается просто так, а на котором всегда сидят заслуженные, мудрые старики и лидеры, род Сарбаса стал синонимом силы и единства.
Сартоқай, в свою очередь, был не только великим воином, но и наставником для молодых героев. Жәнібек, воспитывавшийся среди таких батыров, как Сартоқай, принимал участие в многочисленных сражениях, где кровь многих храбрых казахов была пролита в защиту родных земель. В этот период, с 1700 по 1755 год, когда казахи боролись с джунгарами, героизм Сартокая и его современников был неизмерим. Они не только сражались с врагом, но и передавали свой опыт молодым воителям, помогая им расти и становиться настоящими героями.
Таким образом, Сартоқай, как и многие другие батыры Великой Степи, остался в истории как один из тех, кто пожертвовал всем ради свободы своего народа.
Среди батыров Керей упоминаются такие имена, как Ошибай, Тұрсынбай, Сәменбет, Самырат, Төлеке, Жабай, Жантай, Жанат, Сартоқай, Шақабай, Бұқарбай, Байтайлақ и другие. Писатель и историк Асқар Татанайұлы, говоря о казахских батыров, ставших девизами, отмечает: «Те, кто приносил победу своему народу, становились девизами», и в числе таких батыров он упоминает Сартоқай, имя которого стало девизом для рода Сарбас.
Имя Сартоқай стало девизом рода Сарбас не случайно. Только те батырлар, которые проявили себя в кровавых битвах, стояли на передовой, сражались с врагом и защитили свою землю, стали девизами своего народа. Также можно отметить, что казахские батырлары, чьи имена становились девизами, чаще всего появлялись в период войны с джунгарами, особенно в 1600–1750 годах, когда на протяжении полутора века на казахских землях сражались и прославились многие герои.
Потомки Сарбаса считают Сартокая не только великим батыром, ставшим девизом их рода, но и святой личностью, одарённой даром пророчества, благословённой Кызыром. На праздниках и торжествах, почитая великого предка, они с уважением произносят его имя, веря, что под его покровительством победа и удача сопутствуют в бою и в состязаниях. Например, бойцы на борьбе или скачки, произнося «Сартоқайлап», уверены в победе.
Итак, Сартоқай был не просто батыром, а героем, который разрывал ряды врагов, защищал свою землю и заботился о благополучии своего народа. Судя по возрасту и связанным с ним легендам, он был одним из самых известных батыров, когда джунгары впервые вторглись в казахские степи.
Имя Сартокай также упоминается среди тех героев, чьи имена стали девизами в народных песнях.
В одном из старых народных рассказов говорится, что, когда Сартоқай батыр, ставший стариком и достигший 95 лет, сидел среди своих внуков, правнуков и других потомков, они спросили его: «Дедушка, о чём ты мечтаешь?» На что старик, несмотря на согнувшуюся спину, с ясным разумом и расчесывая свою бороду, ответил: «В детстве, когда бабушки брали меня на колени и, вздыхая, пели одну песню, она запомнилась мне. Если не ошибаюсь, в ней были такие слова: «Прощай, моя родная Алтай, когда я к тебе доберусь...» Я спросил: «Бабушка, где это место?» Она вздохнула и сказала: «Ах, мой хороший, это великое горное место, расположенное на вершине Великого Иртыша, рядом с Сауыр-Сайканом. Это твоя родная земля». Так вот, моя мечта - чтобы моё тело было похоронено в этом месте», - сказал он в своём завещании.
Миграция Керей, после того как они несколько лет обосновались в районе Мыржык, Аркалык и Эдирей, привела к тому, что Жентекей Барак батыр умер на западном склоне горы Мыржык, на берегу озера Карасор, где и был похоронен. Однажды, когда родился один из его потомков в этом районе, старый батыр назвал его «Мыржык». Спустя некоторое время, когда кочевники, направляясь через горы Аркалык, двигались в сторону региона Аякөз, старый батыр умер. На его похороны приехал знаменитый Каз дауысты Қазыбек би, который, отложив дела, сказал с слезами на глазах: «Этот человек был единственным наследником старого рода казахов, стоявшим передо мной как старший».
Также существует предание, что Жәнібек, возглавивший Керей батыров, сказал: «Выполните просьбу старика. Сейчас, несмотря на то, что калмыки охватили Сауыр-Сайкан, я сам напишу письмо калмыцкому вождю. Похороните его на вершине земли, которую он сам выбрал!» Каз дауысты Қазыбек би написал письмо калмыцким правителям, и батыр был похоронен в той самой древней земле, которая когда-то принадлежала и казахам, и калмыкам.
Этот рассказ передавался из уст в уста, и хотя это народное предание, оно находит свое подтверждение в исторических фактах. Если вспомнить, что первым родом, который обосновался на земле Зайсан, был род Сарбасов, потомков Керей, тогда эта старинная история становится более правдоподобной. В пользу этого также говорят старые топонимы в районе Зайсана, такие как «Могила Сартокая», «Зимовье Сарбас», «Степь Сарбас», «Дара Сарбас», которые являются наглядным доказательством. Также стоит отметить, что батыр, который привел род Абак Анан в Восточный Казахстан, скорее всего, умер в Алтае, что также подчеркивает важность этой легенды.
Итак, Сартоқай батыр (1660-1755) был одним из тех героев казахской истории, которые сражались за свою землю и народ в самые кровавые годы и стали символом целого рода. Для нас почитание предков - это не только дань уважения истории и духам, но и пример для подражания будущим поколениям, чтобы сохранять героизм и патриотизм. Если мы будем воспитывать молодёжь в духе этих идеалов, наше будущее будет светлым и успешным!

Жәди Шәкенұлы
Писатель-историк, академик
Член Союза писателей Казахстана,
Член Евразийского союза писателей

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться