Мастерская Лу-Бань в ВКО: перспективы и планы на будущее
9 декабря в Восточно-Казахстанской области исполнился год с момента начала работы мастерской Лу Бань. Как развивалась мастерская за этот год? Как проходил учебный процесс и какие изменения произошли среди преподавателей? Какую обратную связь предоставляют студенты и преподаватели? На эти вопросы редакции Altainews.kz ответила ректор ВКТУ имени Д. Серикбаева Сауле Рахметуллина.
На сегодняшний день в мастерской Лу Бань обучаются около 400 студентов и магистрантов по образовательным программам «Транспорт, транспортная техника и технологии» и «Организация перевозок, управление движением и эксплуатация транспорта».
В 2024 году была создана новая инновационная образовательная программа (бакалавриат) под названием «Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении» по специальности «Информационные технологии» в рамках ГОП В057. На эту программу в 2024-2025 учебном году было зачислено 24 студента.
Учебный план образовательной программы 6В06107 «Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении» включает в себя изучение следующих дисциплин: «Основы Smart-технологий в транспорте», «Системы компьютерного зрения», «Интеллектуальные системы управления трансмиссией автомобилей», «ADAS и интеллектуальные технологии в дорожном движении», «Искусственный интеллект в системах безопасности автомобилей». Эти дисциплины направлены на формирование у студентов таких профессиональных компетенций, как способность распознавать окружающую среду, определять местоположение с использованием навигационного оборудования, прокладывать наиболее эффективный маршрут, планировать и реализовывать безопасный режим движения электромобиля с применением искусственного интеллекта.
На этом этапе в систему обучения также были внесены изменения - внедрена практико-ориентированная модель обучения Engineering Practice Innovation Project (EPIP).
В рамках международного проекта мастерской Лу Бань в 2023 и 2024 годах 15 преподавателей, магистрантов и инженеров ВКТУ прошли стажировку в профессиональном институте города Тяньцзинь (Китай), где изучали интеллектуальные сетевые автомобили, обслуживание электромобилей и SMART-технологии в автомобилестроении. Студентам предоставлена возможность обучения на современном оборудовании, используемом на промышленных предприятиях.
Студенты рады обучаться на профессиональном оборудовании, а преподаватели, в свою очередь, выражают благодарность за возможность повысить свою квалификацию и расширить знания в востребованной и актуальной сфере.
- Какие технические специалисты наиболее востребованы в Казахстане сегодня? Чем образовательная модель мастерской Лу Бань отличается от традиционного технического образования в Казахстане?
- В Республике Казахстан наиболее востребованы инженеры, IT-специалисты, логисты и представители других технических профессий. Наибольший спрос наблюдается на инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Востребованы специалисты в сфере транспорта, строительства, технологических машин и оборудования, а также машиностроения. Среди популярных направлений можно выделить такие профессии, как инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер-строитель, горный инженер, инженер-электронщик и инженер-эколог.
Подготовка технических специалистов с высшим образованием в Казахстане основана на традициях, сформировавшихся во второй половине XX века. Эти традиции включали тесную интеграцию между вузами и производственными предприятиями. До сегодняшнего дня сохраняется практика целевой подготовки специалистов и централизованного распределения выпускников на рабочие места. Система высшего профессионального образования адаптировалась к современным реалиям. Учитываются актуальные тенденции на рынке труда и в сфере рабочей силы, а также происходит активное развитие вместе с мировой наукой. Для обеспечения конкурентоспособности наших специалистов принимаются все необходимые меры.
Именно поэтому открытие мастерской Лу Бань в Восточно-Казахстанском техническом университете имени Д. Серикбаева стало логичным шагом, дополняющим подготовку высококвалифицированных кадров в транспортной отрасли. Благодаря мастерской Лу Бань наш университет получил возможность обучать студентов передовым смарт-технологиям, а также новым конструкциям электрического и гибридного транспорта.
Образовательная модель мастерской Лу Бань основана на системе стандартов EPIP, которая по своему содержанию перекликается с системой стандартов CDIO. Особое внимание в университете уделяется изучению этих стандартов. Стоит отметить высокую практическую направленность учебных платформ мастерской Лу Бань. Именно поэтому образовательная модель мастерской Лу Бань представляет собой новый этап в системе технического образования в Казахстане.
- Какие преимущества получают студенты мастерской при трудоустройстве и в научных исследованиях?
- Студенты освоили практические навыки и способности работы с новой техникой на электрическом приводе, а также управления высокотехнологичными системами автономных автомобилей. Таким образом, выпускники, прошедшие профессиональную подготовку в мастерской Лу Бань, получают значительные преимущества в трудоустройстве и научных исследованиях. Особый интерес к нашим студентам проявили представители действующего бизнеса. Увидев их конкурентные преимущества, автомобильные заводы Казахстана заключили партнерские соглашения с Восточно-Казахстанским техническим университетом имени Д. Серикбаева. Среди таких партнеров - ТОО «Astana Motors» и ТОО «Allur Auto».
С сентября 2024 года часть студентов третьего и последнего курса перешли на дуальное обучение и начали работать на автомобильном сборочном производстве ТОО «Allur Auto» в городе Костанай с возможностью последующего трудоустройства. Студенты, оставшиеся в Усть-Каменогорске, имеют перспективы трудоустройства на предприятиях Восточного Казахстана, таких как транспортные цехи металлургических комбинатов региона, а также горнодобывающие компании, например, «КазМинералс».
Лучшие студенты получают возможность продолжить обучение в магистратуре и докторантуре ВКТУ и заниматься научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками. Это стало возможным благодаря научно-техническому и технологическому потенциалу ВКТУ, включая передовую базу мастерской Лу Бань.
- Как мастерская адаптирует учебные планы, программы и технические ресурсы для выпуска высококвалифицированных специалистов, соответствующих местным потребностям?
- Сотрудничество по проекту мастерской Лу Бань продолжается более двух лет. За этот период были обновлены бакалаврские образовательные программы «Транспорт, транспортная техника и технологии» и «Организация перевозок, движения и эксплуатации транспорта» с учетом возможностей, предоставляемых высокотехнологической базой мастерской Лу Бань. Современные смарт-технологии обеспечения безопасности движения и автономные беспилотные системы мастерской Лу Бань легли в основу новых образовательных курсов - «Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении» и «Инновационные технологии в горном машиностроении». Эти программы ориентированы на использование передовых беспилотных технологий и искусственного интеллекта, востребованных на региональном рынке труда, и тесно связаны с развитием ключевых отраслей региона, таких как металлургия и горнодобывающая промышленность.
- В настоящее время идет строительство второй очереди мастерской Лу Бань. Как будет развиваться проект в будущем? Как вы оцениваете тенденцию роста интереса к приему студентов по мере расширения масштаба и влияния мастерской? Увеличилась ли привлекательность мастерской для студентов за последний год?
- Мастерская Лу Бань внедрила новые курсы, ориентированные на освоение актуальных навыков, таких как программирование, проектирование смарт-устройств, технологии смарт-безопасности движения и технологии автономных беспилотных аппаратов. Эти практические и востребованные знания привлекли большое количество абитуриентов, заинтересованных в освоении современных технологий. В результате интерес к образовательным программам мастерской Лу Бань значительно вырос, и в этом году мы приняли в два раза больше студентов, среди которых есть представители таких стран, как Нигерия, Монголия, Россия и Беларусь.
Кроме того, хочу отметить, что в рамках продолжения проекта мастерской Лу Бань создается Казахстанский инженерный центр по внедрению и совершенствованию автомобильных интеллектуальных технологий «SMART Driving Technology». Этот центр основывается на Соглашении, заключенном между Восточно-Казахстанским техническим университетом имени Д. Серикбаева, Тяньцзиньским профессиональным институтом и компанией CATARC Intelligent and Connected Technology Co., Ltd.
В настоящее время ведутся работы по строительству объекта SMART Driving Technology, а партнеры из Китайской Народной Республики предоставят 6 электромобилей, два из которых являются беспилотными. Общая стоимость составит около 3 миллионов юаней.
Центр будет ориентирован на разработку и внедрение передовых технологий, направленных на совершенствование автомобильных систем, таких как системы автономного вождения, интеллектуальные помощники для водителей и другие инновационные решения в транспортной сфере.
На базе центра планируется проведение научных исследований, обучение технологиям интеллектуальных систем, организация курсов повышения квалификации для технических специалистов, а также содействие в применении и продвижении технологий интеллектуальных систем в Казахстане и Центральной Азии.
- Первая мастерская Лу Бань уже достигла значительных результатов, а вторая, расположенная в городе Астана, находится на стадии подготовки. Как, по вашему мнению, образовательная модель мастерской влияет на сферу профессионального образования в Казахстане? Какие новые возможности она открывает для казахстанской молодежи?
- В настоящее время ВКТУ совместно с Казахским национальным техническим университетом имени К. Сатпаева в пилотном режиме разрабатывает модель инженерного образования в Казахстане. Мы внедряем практико-ориентированную модель обучения EPIP в инженерное образование Казахстана, что, безусловно, положительно сказывается на подготовке квалифицированных кадров.
Мастерская Лу Бань становится мостом для обмена опытом и знаниями, способствующим развитию высококвалифицированных специалистов.
Образовательная модель мастерской Лу Бань, сочетая теоретическое и практическое обучение, предоставляет студентам возможность получить не только базовые знания, но и реальный опыт в своей профессиональной области. Это открывает путь к внедрению инновационных методов обучения, а также к тесному сотрудничеству с промышленными партнерами и организациями.
Наряду с теоретическими знаниями, возможность взаимодействия с отраслевыми специалистами и будущими работодателями открывает перед студентами новые карьерные перспективы.
Образовательная модель включает элементы стартап-проектов, что позволяет студентам не ограничиваться только учебой, но и развивать собственные проекты или бизнес. Это, в свою очередь, способствует инновационному развитию экономики Казахстана.
Углубленное сотрудничество в сфере образования влияет не только на подготовку высококвалифицированных кадров, но и на развитие экономики в целом. Увеличение числа молодых специалистов, получивших образование по международным стандартам, способствует внедрению новых технологий и инноваций, а также укреплению экономического сотрудничества между странами. Важной особенностью такого подхода является его актуальность в рамках инициативы «Один пояс, один путь», которая направлена на развитие инфраструктуры, в том числе образовательной, и укрепление связей на различных уровнях.
Мастерская Лу Бань в Казахстане является сертифицированным центром подготовки инженеров в соответствии со стандартами EPIP (Engineering Practice Innovation Project). Она представляет собой платформу для внедрения образовательных технологий и инновационных методов обучения Китая. Это позволяет студентам получать новые знания не только в технических направлениях, но и осваивать передовые методы работы в таких сферах, как машиностроение, информационные технологии, электротехника и другие отрасли.
- Профессиональное образование играет важную роль в экономическом росте, повышении конкурентоспособности компаний и снижении уровня безработицы. На ваш взгляд, какие преимущества и значение имеет углубление сотрудничества между Казахстаном и Китаем в сфере профессионального образования?
- Мы хотим отметить вклад Южно-Казахстанского технического университета (ШҚТУ) в развитие отношений между Казахстаном и Китаем, а также в продвижение технического образования. Организационный комитет Совета WTL направил ВКТУ приглашение принять участие в Первой Генеральной ассамблее Совета WTL в рамках Всемирной конференции по развитию профессионального и технического образования 2024 года (2024 WVTEDC). В результате 21 ноября 2024 года наш университет был принят в качестве члена Всемирной лиги профессионального и технического образования и стал полноправным членом Лиги Совета.
В целом, углубление сотрудничества между Казахстаном и Китаем в сфере профессионального образования может иметь несколько ключевых преимуществ и значений:
1. Повышение качества образования: совместные программы и обмен опытом могут способствовать улучшению образовательных стандартов в Казахстане, а также внедрению новых методик и технологий, используемых в Китае.
2. Подготовка квалифицированных кадров: совместные усилия могут привести к подготовке специалистов, которые будут соответствовать требованиям как местного, так и китайского рынков труда. Это поможет сократить разрыв между образовательной системой и потребностями бизнеса.
3. Развитие двусторонних отношений: углубление сотрудничества способствует укреплению связей между двумя странами, что благоприятствует развитию экономических, культурных и научных отношений, а также увеличению взаимных инвестиций.
4. Снижение уровня безработицы: подготовка и обучение специалистов в востребованных отраслях поможет снизить уровень безработицы, особенно среди молодежи, создавая рабочие места в новых секторах.
5. Инновации и технологии: совместные исследовательские инициативы и проекты могут способствовать внедрению инновационных технологий в Казахстане, особенно в таких областях, как информационные технологии, сельское хозяйство и производство.
6. Повышение конкурентоспособности: Квалифицированные кадры помогают местным компаниям становиться конкурентоспособными как на национальном, так и на международном уровнях, что, в свою очередь, способствует экономическому росту.
7. Культурный обмен: Образовательные программы служат платформой для культурного обмена, способствуя взаимопониманию и укреплению сотрудничества между народами.
8. Расширение рынка труда: Подготовленные специалисты могут работать не только в Казахстане, но и в Китае, что предоставляет казахстанским гражданам возможность участвовать в китайской экономике.
Таким образом, сотрудничество в сфере профессионального образования между Казахстаном и Китаем может стать важным шагом для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни и улучшения конкурентоспособности обеих стран.
- На ваш взгляд, какую роль мастерская Лу Бань играет в образовательном и культурном обмене между Казахстаном и Китаем? Что, по вашему мнению, нужно сделать для дальнейшего укрепления связей между молодежью двух стран?
- Мастерская Лу Бань в ВКТУ имени Д. Серикбаева играет важную роль в образовательном и культурном обмене между Казахстаном и Китаем.
Основные аспекты его влияния следующие:
Образовательный обмен: Мастерская способствует обучению казахстанской молодежи современным технологиям, активно применяемым в Китае. Это предоставляет студентам возможность исследовать актуальные инженерные и информационные технологические решения и применять их для развития казахстанской промышленности.
Создание платформы для сотрудничества: Мастерская становится связующим звеном между казахстанскими и китайскими университетами и предприятиями, открывая новые возможности для совместных научных и производственных проектов.
Для дальнейшего укрепления связей между молодежью двух стран можно предложить следующие меры:
1. Создание гибких и доступных программ стажировок, позволяющих казахстанским студентам проходить практику на китайских предприятиях, а китайским студентам - в Казахстане.
2. Разработка инициатив, охватывающих студентов и преподавателей из обеих стран, которые могли бы работать над решением современных проблем, таких как зелёная энергетика, умные города и
3. Открытие акселерационных программ, которые помогут молодым новаторам из Казахстана и Китая разрабатывать совместные проекты
Мастерская Лу Бань имеет потенциал не только в образовательной сфере, но и на дипломатическом уровне, играя важную роль в укреплении дружеских отношений между Казахстаном и Китаем.
Фото: Акорда