RU
Усть-Каменогорск
-6°
ясно ветер 1 м/с, С
478.54 533.76 5.17

Татьяна Стромская: полвека в мире искусства

8 марта 2021 13:02 0

Есть люди, которым хочется поклониться в пояс просто потому, что они есть. Татьяна Стромская, директор Восточно-Казахстанского музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых – одна из них.

Во многом именно ей Восточный Казахстан обязан собранием одной из самых лучших коллекций картин и графики самых разных эпох и авторов. Около 50 лет жизни она отдала миру искусства, из которых 28 лет вместе с коллективом единомышленников кропотливо собирает лучшие произведения художников Казахстана. Пополняет запасники музея великолепными полотнами живописцев стран Содружества и дальнего зарубежья. Недаром Президент Казахстана, дважды побывав в музее им. семьи Невзоровых, написал в книге памяти, что этот музей – один из лучших в нашей республике.

WhatsApp Image 2021-03-06 at 08.18.33.jpeg

Танечка Стромская родилась в семье морского военного летчика в год Великой Победы над фашизмом. Это было в Приморском крае. Но вот большую часть детства и ранней юности ей довелось прожить в Калининграде.

Мне было около шести лет, когда папу перевели с Дальнего Востока в Калининград, бывший так недавно немецким Кенигсбергом, - вспоминает Татьяна Александровна. – Я очень хорошо помню это 12-дневное путешествие по железной дороге из одного края огромной страны в другой.

Когда Татьяне было около 14 лет, отец вышел в отставку. Мама настояла на переезде в Сибирь. Выбрали Новокузнецк – большой промышленный город.

Однажды в их школу пришли сотрудники только что открывшегося в Новокузнецке музея изобразительных искусств. Они пригласили старшеклассников войти в клуб юных искусствоведов. Татьяна загорелась этой идеей. И первое, что увидела она в новом музее, это выставку великолепного художника Кента Рокуэлла, которая буквально потрясла юную девушку.

Нас учили понимать и любить произведения искусства. Нас сразу же ввели в жизнь музея: мы занимались описанием вновь поступивших картин. Помню, я описывала серию блокадных работ Непринцева. А когда доставали только что привезенные в музей картины из ящиков, я испытывала настоящее потрясение и восторг, - вспоминает она.

То, что Татьяне Стромской на роду написано стать искусствоведом, распознала в восторженной девочке выдающийся искусствовед художественного музея Галина Овчарова. Именно она посоветовала Тане поступать в Ленинград, в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР.

WhatsApp Image 2021-03-06 at 08.18.35.jpeg

Однако для поступления нужны были отличные знания по истории мировой культуры, а этот предмет в школе не изучается. Таня приняла решение отложить поступление на год, чтобы основательно подготовиться. И весь этот год работала смотрителем в любимом музее.

Татьяна попала в удивительную среду, где жило само искусство. Ее преподавателями были педагоги старой, еще дореволюционной школы, большинство из которых по происхождению были из старинных дворянских семей: Андрей Пунин, Игорь Бартенев, Алексей Савинов, Цецилия Несельштраус и многие другие. Многие из них уже при жизни считались классиками искусствоведения, авторами учебников по искусству.

Однако молодость, любовь внесли свои коррективы в судьбу Татьяны Стромской. Она вышла замуж на втором курсе. А потом родился сын Рома. Пришлось переводиться на заочное отделение. И работать в музее изобразительных искусств Новокузнецка, том самом, где все начиналось.

Окончив институт, Татьяна продолжила в нем работать. Это было время начала 70-х годов, когда на многое в искусстве налагался строжайший запрет. И каждая выставка, любой продукт издательской деятельности музейных работников подвергался строжайшей цензуре.

Это учреждение называлось ЛИТО, - вспоминает Татьяна Александровна. – И у нас даже был тогда термин «залитовать выставку», то есть утвердить ее концепцию у цензоров. Если были малейшие отклонения от намеченной партийной линии, выставки запрещались. Немало замечательных художников мы не могли представить народу, потому что их имена, их произведения находились под строжайшим запретом.

Так, в работе и заботе о семье пролетели годы. В начале 80-х Татьяна Александровна вместе с семьей переезжает в Семипалатинск, на родину ее второго супруга. Здесь она начала  заниматься педагогической деятельностью – преподавать на кафедре живописи художественно-графического факультета. Ей даже довелось какое-то время заведовать этой кафедрой. В те годы худграф пединститута в Семипалатинске был один из самых крупных факультетов.

Со многими художниками Казахстана мне довелось лично познакомиться уже тогда, когда мы стали создавать новый музей изобразительного искусства в Семипалатинске. Сначала это был самостоятельный художественный отдел при историко-краеведческом музее, но в 1989 году, благодаря помощи Нурсултана Абишевича Назарбаева, мы получили статус областного музея изобразительных искусств. И начали работу над пополнением коллекции нового музея и ремонтом помещения для экспозиции, - рассказывает Татьяна Александровна.

«История началась в 1984 году, когда первый секретарь Семипалатинского горкома партии Николай Ульянов со свойственным ему энтузиазмом взялся за дело. Художник в тайне, романтик в душе, бывший летчик, он грезил о картинной галерее в городе Семипалатинске. Набережную он уже построил, Центральную площадь с грандиозным памятником работы знаменитого тогда скульптора соорудил, а газоны вокруг покрылись великолепными розариями. Черенки роз он собственноручно привозил в чемоданах. Пришло время музея», - пишет в одной из своих статей, посвященных истории музея, Татьяна Стромская.

WhatsApp Image 2021-03-06 at 08.18.32.jpeg

Новое дело потребовало много сил и знаний, а еще нужна была команда единомышленников, которые бы могли осуществить задуманное дело. Так, дизайн интерьера музея, тогда располагавшегося по адресу: улица Пушкина, 100, разработал Владимир Хмелев. А первыми сотрудниками музея стали Светлана Киляоглова, Карлыгаш Искакова, Валерий Тимофеев, Виктор Шмидт.

Вновь открывшийся музей изобразительного искусства сделал основную ставку на собрание коллекции казахского искусства.

И сегодня фонд Восточно-Казахстанского музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых насчитывает свыше пяти тысяч единиц хранения, из которых около трех тысяч приходится на произведения искусства казахстанских авторов.

Это одна из богатейших коллекций казахстанского искусства в нашей стране. 

«Уже в 1986 году в Семипалатинске появляются произведения старых мастеров – А. Боголюбова, Л. Туржанского, Н. Касаткина, В. Бакшеева, П. Кончаловского, В. Лебедева и многих других. Приобретаются они в результате кипучей деятельности сотрудников музея в частных собраниях Москвы и Ленинграда. …Тогда и состоялась наша встреча с московским коллекционером Юлием Владимировичем Невзоровым. Появилась идея выставки из его собрания, и в 1986 году мы направились в Москву на переговоры. Получив согласие, мы и не предполагали, какое невероятное завершение получит эта история. В семипалатинском музее семья Невзоровых оставила практически всю выставку, за исключением двух работ, с которыми они не смогли расстаться. Потом были еще подарки. И в целом, семья Невзоровых передала в дар нашему музею 569 произведений искусства, среди которых 177 произведений живописи», - пишет в своих воспоминаниях директор ВК музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых Татьяна Стромская.

WhatsApp Image 2021-03-06 at 08.18.31.jpeg

И эта собирательская работа продолжается в музее и по сей день. Однако сегодня современный музей уже не может работать только по-старому. Сейчас стоит задача привлечь внимание людей к работе музея, к тем сокровищам, что спрятаны в стенах храмов искусства. Именно для этого создаются самые невероятные арт-проекты, перфомансы, выставки, концерты, конкурсы, викторины, направленные на работу с самыми разными категориями посетителей музея. 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться