Казахстан становится мостом между Россией и Китаем
Фото: el.kz
Внешняя политика, которой придерживается Казахстан, нередко среди собственных сограждан вызывает непонимание и даже раздражение. Одним не нравится сближение с Россией, другие опасаются впадения страны в излишнюю зависимость от Китая, третьим грезится ее превращение в неоколонию Запада.
И очень жаль, что пребывая в плену собственных иллюзий и заблуждений, далеко не вся часть нашего общества понимает, какие сверхгоризонты открывают перед Казахстаном дипломатические успехи Касым-Жомарта Токаева, основанные на проведении сбалансированной многовекторной внешней политики, передает Аltaynews.kz.
Для начала стоит напомнить, что после победы на выборах осенью прошлого года Касым-Жомарт Токаев еще раз четко определил главный принцип проводимой Казахстаном внешней политики. Он уместился в емкий по форме, но глубокий по содержанию постулат, звучащий как «защита национальных интересов». И здесь уместно привести дословно то, что конкретно имел в виду глава государства. А говорил он следующее: «Казахстан продолжит осуществление сбалансированной, конструктивной внешней политики, направленной на защиту национальных интересов. В фокусе приоритетного внимания будут находиться вопросы взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства с соседними государствами - Россией, Китаем и братскими странами Центральной Азии, с партнерами по интеграционным объединениям. Мы будем прилагать все усилия с целью развития многогранного сотрудничества с США, Европейским союзом, государствами Азии, Ближнего Востока и Закавказья, а также со всеми заинтересованными странами». И, как показывают последние события, такого рода риторика не является ритуальной, а имеет под собой серьезный фундамент, который уже сейчас вполне можно рассматривать в качестве нового задела для формирования нового образа нашего экономического будущего.
С периодичностью в несколько дней в Казахстане прошел экономический форум «Европейский союз – Центральная Азия», в котором принял участие премьер-министр страны. Также Алихан Смаилов совершил визит в Доху, приняв участие в Катарском экономическом форуме, провел важные переговоры со своим коллегой из Кыргызстана, а также делегацией, прибывшей из Сингапура. Эти мероприятия стали важным шагом по пути экономической и транспортно-логистической диверсификации, на которые нацелен Казахстан ввиду обостряющейся с каждым днем геополитической ситуации, и своего рода дополнением к тем шагам и инициативам, которые предпринимает на внешнеполитической арене президент Касым-Жомарт Токаев. В эти дни казахстанский лидер принял участие в ключевых интеграционных мероприятиях – в Евразийском экономическом форуме, прошедшем в Москве, и саммите «Китай – Центральная Азия» в Сиане.
Эксперты высоко оценивают их итоги для нашей страны, полагая, что при грамотном выстраивании механизмов защиты собственных национальных интересов открывшиеся перед Казахстаном горизонты возможностей вполне способны стать плацдармом для очередного экономического прыжка. Своими мыслями на этот счет они поделились в своих аккаунтах в социальных сетях.
Казбек Бейсебав, экс-дипломат:
Адиль Каукенов, китаевед, генеральный директор China Center:
Так Касым-Жомарт Кемельевич анонсировал строительство казахстанского логистического центра в сухом порту китайского города Сиань и создание нового ж/д перехода с Китаем Бахты-Ташэн (Чугучак): «Крайне важным видится выстраивание эффективного взаимодействия с ключевым политическим и экономическим партнером союза – Китайской Народной Республикой. Китай одновременно является и крупнейшим грузоотправителем, и крупнейшим клиентом.
На прошлой неделе у меня состоялся государственный визит в эту страну, в рамках которого мы запустили строительство логистического центра Казахстана в сухом порту Сианя. Мы ожидаем, что данный порт станет основным хабом для отправки прямых контейнерных поездов в Центральную Азию, Европу, Турцию и Иран. Также запланирован запуск железнодорожного сообщения на участке Бахты – Аягоз со строительством отдельного погранперехода в КНР. Здесь мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Россией, так как проект существенно сокращает расстояние и сроки доставки товаров в КНР не только из Казахстана, но и из Западной Сибири».
Тем самым Казахстан продолжает быть ключевой точкой во взаимоотношениях стран ЕАЭС с Китаем».
Никита Шаталов, политический аналитик, депутат Мажилиса РК:
Андрей Чеботарев, политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:
- 24 и 25 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие во II Евразийском экономическом форуме и заседании Высшего Евразийского экономического совета соответственно. Из его выступлений на этих мероприятиях можно выделить следующие ключевые месседжи, адресованные как своим согражданам, так и внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнерам Казахстана:
- Казахстан использует и продолжит использовать свое участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в своих интересах. В частности, в пользу этого отмечен рост с 2015 года торгового оборота Казахстана с другими странами-участницами союза на 74%. Причем экспорт казахстанской продукции в эти страны вырос на 98%. Кроме того, Казахстан в силу своего потенциала готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации, включая реализацию совместных проектов с другими странами-участницами в разных отраслях. Из этого следует, что республика на правах соучредителя ЕАЭС способна не только что-то предлагать своим партнерам, но и взять на себя полномочия по установлению и обеспечению соблюдения определенных правил игры.
- При всем этом идеализировать ЕАЭС никто не собирается. В связи с этим глава государства обратил внимание на многочисленные факты регулярно возникающих взаимных барьеров и ограничений во взаимной торговле, а также призвал партнеров отходить от тактики принятия «точечных решений», ситуативных договоренностей и ручного управления.
- ЕАЭС изначально создавался и должен продолжить свое развитие как межгосударственное объединение экономической интеграции. В этом отношении создание и развитие Союзного государства с участием Беларуси и России признано Казахстаном как полноправная инициатива данных стран. Что же касается ЕАЭС, то его деятельность и развитие должны идти строго в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе и Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В общем, ничего лишнего, особенно политического.
- Акцент на развитие транспортно-логистических возможностей стран-участниц ЕАЭС как направление, выгодное в политическом и экономическом отношении для каждой из них. При этом предложено в равной степени использовать транспортный коридор Север - Юг (Россия – Иран – Индия) и Транскаспийский международный транспортный маршрут (Китай – Казахстан – Евросоюз). Фактически это можно считать своего рода приглашением России к возможному участию в ТМТМ, который идет в обход ее территории.
- Необходимо расширить взаимодействие ЕАЭС с Китаем. Данное предложение явно обусловлено итогами государственного визита Касым-Жомарта Токаева в эту страну и саммита «Центральная Азия – Китай» на прошлой неделе. К тому же еще в 2015 году Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». А в 2018 году было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Теперь, видимо, Казахстан готов содействовать наполнению данных договоренностей актуальным и конкретным содержанием.
- Следует также активизировать взаимодействие ЕАЭС с Вьетнамом, Египтом, Израилем, Индией, Индонезией, Ираном, ОАЭ и Сербией. В данном случае Казахстан явно намерен применить в рамках союза принцип многовекторности своей внешней политики. Иран, в частности, предполагается задействовать в реализации инициативы по запуску скоростных грузовых поездов по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран.
- Необходимо тщательно проанализировать и выявить как сильные, так и слабые стороны в ЕАЭС. Для этого предложено поручить Евразийской экономической комиссии подготовить Доклад о первом этапе евразийской интеграции с конкретными рекомендациями по дальнейшему развитию союза. Это обусловлено тем, что в 2025 году с учетом создания общего рынка энергоресурсов и финансов ЕАЭС выйдет на новый уровень своего развития. Однако до этого времени следует максимально устранить отмеченные выше и иные проблемы. Правда, насколько готовы к этому страны-участницы ЕАЭС, в том числе с учетом сложной геополитической обстановки, пока сказать трудно».