Легче сходить в поход, чем потом заполнять целую кучу бумаг для присвоения спортивных разрядов и званий по туризму, считает ветеран туристической школы Восточного Казахстана Владимир Пахомов, передает корреспондент Altainews.kz.
По собственному признанию, у него в молодые годы никогда не было острого желания добиваться звания мастера спорта страны по туризму. Хотя все основания и возможности получить престижное звание и почётный значок имелись у него всегда. Оставалось лишь выполнить необходимые формальности. В этом плане более упорной и последовательной была его супруга Зоя Новикова, которая удостоена звания мастера спорта СССР. На рубеже 1960–80 годов прошлого века в стране их насчитывались лишь единицы, хотя туристическое движение переживало небывалый расцвет.
СТРАСТЬ К ПОХОДАМ
Учитывая обоюдные интересы, семью Пахомова можно было называть туристической, в которой супруги испытывали общую страсть к походам. Между тем, путь к туризму у каждого из них был свой, семейную чету они образовали уже окончательно сложившимися, опытными путешественниками. С тех пор утекло немало воды, жизнь и сама сфера туризма сильно изменились, глава семьи считает, что на смену им пришло совершенно новое поколение туристов.
– Сегодня молодёжь по-прежнему совершает походы, но всё обстоит у них и в туризме абсолютно по-другому, – делится мнением Владимир Пахомов. – Можно это сравнивать даже по многим внешним признакам, в частности по архиву, собранному за долгие годы. Прежде фотографии были только чёрно-белые, точно так же любительские кинокадры, цветная плёнка, слайды, видео появились намного позже. Очень простая одежда, брезентовые палатки, всё настолько скромно, но зато сколько романтики, азарта, силы воли и духа!
По его мнению, у молодых больше возможностей, прекрасная форма, аксессуары, материально-техническое обеспечение, новые технологии, да и в походы они отправляются уже не пешком, а на современном транспорте. Но всё же для настоящего туриста это не самое главное, хотя и очень важное. А главное в том, на чём стояла отрасль прежде и что полезного можно извлечь из прошлого опыта.
– Наверное, старые рецепты не годятся для современных коллег – время другое и приоритеты совсем иные, – продолжает наш собеседник. – Просто мы можем рассказать о своём опыте, элементы которого вдруг понадобятся им. Сегодня это кажется нереальным, но в наши годы на каждом предприятии действовали туристические клубы, в каждом цехе и подразделении были секции туризма. По выходным на нескольких автобусах выезжали за город, проводили отпуск в походах по области, республике, были на Камчатке, Курилах, в Якутии. В то время хорошо помогали профсоюзы – брали на себя часть расходов на поездки по различным соревнованиям, сборам, крайне популярным альпиниадам. Об этом и поётся в песне «А я еду за мечтами, за туманом и за запахом тайги».
Бывалый турист убеждён, что нет смысла горевать о прошлом, активный образ жизни, тяга к движению не зависят от членства в престижном клубе, от инвестиций с какой-либо стороны, важен внутренний мотиватор. К примеру, он давно уже на пенсии, но в коридоре лежат лыжи «Быстрица», и не нужно долгих уговоров и разговоров, чтобы встать на них и пройтись по лыжне.
– Зимой и летом я непременно хожу по городу пешком, такая нагрузка нужна в обязательном порядке, – говорит Владимир Пахомов. – Годы берут, конечно, своё, но поддаваться не надо, движение является основой жизни. В летнее время обязательны поездки на дачу, но часть пути я всё равно пройду пешком, хотя мимо едут соседи и от души предлагают подбросить до места.
МАГНИТНАЯ ТЯГА
В Восточном Казахстане сердце каждого туриста, как магнитная стрелка компаса, повёрнутая на север или юг, обращено в сторону Катон-Карагая. И Пахомов в этом плане не является исключением, поскольку пешком исходил все окрестности Рахмановских ключей и двуглавой горы Белухи-Мұзтау.
– Уже в новые времена, где-то с 2004 по 2009 годы, мне не раз довелось бывать здесь с группами гостей, прибывших издалека, – вспоминает рассказчик. – Моя роль сводилась к оказанию помощи организаторам поездки, учитывая большой опыт в таких походах по налаживанию быта, приготовлению пищи. Снова проехал по пылающим холмам Киин-Кериша, через озеро Маркаколь, Староавстрийскую дорогу, перевал Бурхат до Берельской долины, где ведут раскопки археологи. Убедился, насколько велик интерес гостей и жителей области, республики к казахстанскому Алтаю, к его красивейшим местам, а потенциал развития туризма по нашим меркам сохраняется очень большой.
Вообще, со здешними местами у нашего героя связано немало доброго и памятного. Чего стоят одни альпиниады, в которых он участвовал иногда с промежутками в десятки лет. К примеру, горная гряда под прекрасным названием Беркутауыл однажды принимала группу туристов уже в октябре. Об этом повествуют оцифрованные чёрно-белые кинокадры из прошлого.
– На кадрах ненастная, промозглая погода в лесу, у подножья гор, всюду снег по колено, а по нему бродят туристы, – комментирует автор съёмок. – Отрабатывают спасение коллег, вынося их на плечах, вязку узлов. Я хорошо эту дату запомнил, потому что она выпала на мой день рождения 11 октября. Самым ценным подарком для именинника была банка сгущёнки. Смотрите, какие весёлые и счастливые лица у туристов разных возрастов!
«ЛЕТУЧИЕ» КАДРЫ
С фото- и кинокамерами у Пахомова давняя и постоянная любовь, если можно так выразиться, а потом она перешла на современную технику.
– Начинал я съёмки любительской кинокамерой «Красногорск», сначала на чёрно-белой плёнке, потом на цветной, – поясняет он. – Разводил дома химикаты, проявлял плёнку, получалось не очень. Дело пошло на лад, когда вышел на областную телестудию, где имелся профессиональный проявочный цех, монтажный стол, звукозапись, и мои сюжеты из походов стали время от времени появляться в новостных выпусках. На Камчатку или на Курилы у студии нет возможности посылать корреспондента с туристами, а потому сюжеты были. В узком кругу мы иногда с друзьями смотрели киноленты на портативном кинопроекторе, это уже потом появились видеокамеры и видеомагнитофоны.
По его признанию, всё делалось не ради денег, без которых сегодня ни один человек, практичный в рыночном понимании, не ступит и шагу.
– Мои друзья из монтажной организации как-то предложили снять на киноплёнку уникальную операцию по вертолётному монтажу линии электропередачи через горы на Рахмановские ключи, – делится кинолюбитель. – Мне удалось тогда выкроить на работе необходимые дни, съездить в Катон-Карагайский район, в течение четырёх дней понаблюдать за работой монтажников и авиаторов. В итоге получились исторические кадры, которые потом смонтировал, наложил музыку, закадровый текст и передал заказчикам в лице руководства. Всё это по велению души, совершенно бескорыстно, и я жалею лишь о том, что не оставил себе в архиве копию, а она сегодня пригодилась бы.
Добавим, что эти кадры уже живут самостоятельной жизнью, они видны на просторах интернета в виде эпизода видеофильма областной телестудии, посвящённого давней уникальной операции электромонтажников и авиаторов.
КРАСНЫЕ МАКИ
Однажды Пахомов с друзьями предприняли поход в неизведанные края Якутии, где даже местные жители никогда не бывали, а приезжих туристов посчитали за нелегальных добытчиков драгоценных металлов. Всю неделю не могли вылететь на легкомоторном АН-2 (кукурузнике) из Якутска из-за нелётной погоды. Появились даже подозрения в неком заговоре против них, пока вдруг не выдалось в грозовом небе «окно», и группа прибыла на место.
Как-то на туриста накатила волна острой ностальгии во время поездки на Чару, в район знаменитых чарских песков, похожих на родные барханы.
– В самом конце наших странствий по удивительным краям нам вдруг открылась просторная долина площадью 15 на 15 километров, что у всех даже дыхание перехватило, – делится эмоциями очевидец. – На меня это произвело такое впечатление, что я вспомнил родной Кускудук на юге Казахстана, окраину железнодорожной станции Шу. Весной там расцветали за окраиной красные маки, и под порывами ветра они колыхались как волны бескрайнего моря. Конечно, в Восточном Казахстане есть свои природные сокровища в виде жарков оранжевого цвета, которые буйно цветут вблизи речки Обдерихи – это Глубоковский район, где мы постоянно бываем в различных походах. И всё-таки алые маки из милого сердцу детства разбередили душу на чужбине, так что по приезду я правдами-неправдами выбил командировку в Алматы, взял с собой сына и побывал вместе с ним на моей далёкой и близкой родине. В детстве я прожил там с родителями всего несколько лет до переезда в ВКО, но до сих пор помню, какие ароматные, сладкие арбузы и дыни там росли. Ничто не сравнится с неповторимым вкусом и запахом той безмятежной жизни!
Возраст туризму не помеха. Ветеран отрасли всей душой прикипел к Восточному Казахстану, Катон-Карагаю, Риддеру, куда совершает походы вместе с единомышленниками. На видео есть кадры, как в начале мая группа стартует с рюкзаками из Риддера, идёт через горы, лес, по снегу, вброд по ручьям и речкам босиком, ночует в палатках, готовит пищу и чай на костре. Финиш маршрута у села Тарханка, откуда прямиком домой уже на автобусе. Что же их вечно зовёт и тянет в дорогу? – Это беспокойное сердце туриста!
Меир Токобаев
Фото: Из архива семьи Пахомовых