RU
Усть-Каменогорск
-24°
плотный туман ветер 1 м/с, В
503.61 524.96 5.58

Фотокор высокого полёта: Есимхану Орынбаеву могло бы исполниться 70 лет

16 февраля 2025 11:15 583 Анастасия Литвинова

В нынешнем году Есимхану Орынбаеву, будь он сегодня среди нас, исполнилось бы 70 лет со дня рождения. Бывший фотокорреспондент областной газеты «Didar» многие годы своей жизни посвятил успешной, творческой, очень яркой и плодотворной работе в родном коллективе, передает корреспондент Altainews.kz.

Наверное, фотография – это один из наиболее демократичных видов высокого искусства и простого ремесла, потому что его язык понятен и доступен всем без исключения. Даже при мимолётном взгляде на любое удачное фото у человека сразу создаётся необходимое впечатление, поскольку ничего уже не надо объяснять и доказывать – снимком сказано всё.

Именно поэтому даже прежде в областных газетах «Didar» и «Рудный Алтай», как и сейчас, фотокорреспондентов не подразделяли на чужих или своих, снимки коллег свободно печатались в обоих изданиях. Они также могли легко украсить страницы любого иностранного журнала или газеты, поскольку, как было отмечено, здесь никакого перевода не требуется.

Есимхан всю свою жизнь снимал и делал известными через свои фото других людей, а сегодня настала очередь взять в фокус внимания снимки с самим фотокором, продемонстрировать взгляд на него со стороны.

ТРУД КАК В ШАХТЕ

Как сапожник зачастую остаётся без сапог, так и фотомастер, как правило, остаётся в тени героев своих съёмок, за кадром. Так оно и было в судьбе Есимхана Орынбаева, однако благодаря своим снимкам фотокор сам становился известным, узнаваемым, публичным, медийным. Он находил общий язык и снимал политиков мирового масштаба, спортивных, эстрадных звёзд и в то же время простых людей в поле, шахте, в небе.

В прежние годы не без оснований считалось, что профессиями, наиболее подверженными риску, являются шахтёр и журналист. Если одни спускаются под землю, то другие бывают и под водой, и на суше, и над землёй. По испытываемым экстремальным, стрессовым ситуациям, степени нагрузок на нервную систему и сердце сфера СМИ и сейчас остаётся в зоне повышенного риска, но это выбор журналистов.

– Так вышло, что я один из немногих коллег, который работал на шахте в Алтае (бывший Зыряновск) и чуть позднее пришёл в фотожурналистику, – рассказывал Есимхан. – Под землёй работать было трудно, но я скажу, что трудиться в газете, делать хорошие снимки ничуть не легче, когда стоишь «на конвейере» и в каждый номер должен сдать отличный кадр. Сорвать выход газеты никак нельзя, как и остановить течение нашей жизни.

Судьба сложилась так, что сердце у Есимхана остановилось буквально на ходу, когда он сел за руль автомобиля, но так и не успел запустить мотор. На то воля Всевышнего, что коллеге оставалось совсем немного до выхода на заслуженный отдых, хотя трудно было представить его в роли пенсионера, поэтому в памяти коллег он остался молодым, полным сил, энергии и добра.

К фотоделу Есимхан Орынбаев пристрастился во время срочной службы в армии и одно время работал в фотосалоне Усть-Каменогорска, где освоил проявку, печать с чёрно-белых и цветных плёнок.

Был период, когда редакция находилась в здании по улице Пермитина, 23, но больше всем известно время, когда на проспекте Абая, 20 фотокоры имели свою лабораторию, где побывали многие знаменитости Казахстана и стран СНГ.

– Почему я храню все архивные плёнки? Потому что сейчас можно легко «нарисовать» на компьютере любое фото и отправить на конкурс, – делился мыслями Есимхан. – Если у фото есть негатив, то это снимает все вопросы.

Получается, что он ещё много лет назад оценивал все плюсы и минусы цифровых технологий, возможность появления искусственного интеллекта и его вторжения во все сферы жизни, что мы и наблюдаем сегодня.

ОПОРА – В СЕМЬЕ

Будущий фотокор родом был из Талдыкорганской области, но Восточный Казахстан стал для него второй родиной, целиком «уместившейся» не только в его многолетнем фотоархиве в виде снимков, но и в добром сердце и душе.

Как уроженец южных тёплых краёв Есимхан обладал мягким и спокойным характером, тихим голосом, который, тем не менее, доходил до слушателя. Да и внешностью больше напоминал колоритных, фактурных персонажей из зарубежных фильмов, а больше всего бросался в глаза его непокорный ёжик иссиня-чёрных волос. Неизвестно, где и у кого он делал причёску, но фирменная «площадка» подходила ему даже больше, чем молодым.

В фотомастере удивительно уживались два взаимоисключающих друг друга таланта – это и умение угадать и уловить прекрасное мгновение, но и также редкая способность сымпровизировать, выстроить постановочный кадр. В итоге он видел то, чего в упор не видят другие, приносил удачные снимки оттуда, где, казалось бы, ничего не происходит. Кабинет в редакции для него являлся вторым домом, поскольку приходил он раньше и уходил позже всех, не признавая в календаре выходных дней и многочисленных праздничных дат.

Конечно, главным домом для Есимхана было то место, где его ждала семья – супруга Оралды и трое детей – сын и две дочери. В самые непростые годы в истории страны и области, в период обретения независимости, становления государства глава семьи сделал всё, чтобы сполна раскрылись музыкальные способности детей, и они действительно нашли себя в музыке.

Талантливый сын Даурен освоил редкий инструмент ксилофон, выучился по этому профилю и в составе известного музыкального коллектива соседней страны с юных лет успешно участвовал в гастролях.

В связи с открытием фотоклуба в честь Есимхана Орынбаева в областной библиотеке имени А. С. Пушкина Даурен поблагодарил земляков по видео в соцсетях за уважение к памяти фотохудожника, продолжение дела его жизни.

КАК ЗВЁЗДЫ В НЕБЕ

Однажды «Рудному Алтаю» понадобилась иллюстрация к зарисовке «Тёплая дорога», где требовалось снять тротуар над теплотрассой со снегом, тающим зимой, в другой раз нужен был снимок для статьи о вертолётном отряде и пилоте. В обоих случаях выручил фотокор из газеты «Didar», а вертолётная тема стала потом частой в связи с командировками по объединённой тогда области. Это Бородулиха, Урджар, Аксуат, Аягоз, Карауыл и Курчатов, куда приезжал генсек ООН по случаю годовщины закрытия испытательного полигона. Были съёмки в Катон-Карагайском районе в день открытия памятника к юбилею Оралхана Бокея, а ещё посещения села Кокжайык в Кокпектинском районе, где автором этих строк и был сделан снимок Есимхана за штурвалом винтокрылой птицы.

«Таких кадров больше нет ни у кого и нигде, – шутили тогда коллеги. – Редкий случай, когда фотокор сам становится объектом съёмки, на короткое время освободившись от обязанности фиксировать всё по долгу службы».

В канун 70-летия Есимхана Орынбаева мы с удовольствием публикуем этот памятный архивный снимок, который стал символом устремлённости человека к новым высотам в постижении всех премудростей и тонкостей профессии, его желания воспарить над суетой.

В 2015 году, по итогам конкурса журналистов на соискание премии акима ВКО в сфере журналистики, Есимхана Орынбаева признали лучшим в профессии, отдавая предпочтение не пишущему, а снимающему коллеге.

«Если астрономы открывают на небе новые светила, то журналисты и фотокоры на земле находят, делают известными прежде неведомых героев и звёзд, – отмечалось тогда в публикациях местных СМИ. – По большому счёту, после своего ухода они сами стали звёздами первой величины и светят сверху для других!»


Меир Токобаев
Фото автора



Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться