В ВКО домашних тиранов отправляют на принудительную психологическую коррекцию
Кроме того, агрессоров могут направить на принудительное лечение от пьянства, запретить приближаться к жертве и даже выселить из дома. Начальник областного специализированного подразделения по борьбе с семейно-бытовым насилием Алёна Мокина рассказала о том, как в стране изменился подход к борьбе с домашним насилием и какие инструменты для усмирения «кухонных боксёров» есть в арсенале у полицейских, передает корреспондент Altainews.kz.
БЕГОМ ОТ НАСИЛИЯ
Альфия Нурпеисова из области Абай (имя и фамилия героини изменены по этическим соображениям. – Прим. авт.) вышла замуж по любви. Муж казался человеком надёжным и обстоятельным. Такой не оставит в беде, не станет бросать слов на ветер и сумеет защитить семью. Кто же знал, что через несколько лет совместной жизни защищаться от супруга придётся уже самой Альфие.
Семейная жизнь превратилась в кошмар. Бесконечные скандалы, крики, побои, угрозы, давление и оскорбления. А самое страшное, что свидетелями неадекватного поведения тирана были малолетние дети.
Альфие понадобилось несколько лет для того, чтобы решиться на побег. Она понимала, что муж не отпустит её с миром. Поэтому женщина собрала своих четверых детей и тайно уехала в соседнюю Восточно-Казахстанскую область.
К спасению многодетной матери подключилась не только полиция, но и другие государственные органы, а также неправительственные организации. Альфие помогли решить вопрос с жильём, найти работу и устроить детей в дошкольные учреждения. Кроме того, с женщиной длительное время работали психологи. Сейчас героиня выстраивает свою жизнь с нуля и мечтает обеспечить детям достойное будущее, в котором не будет места насилию.
КОГДА ПРИМИРЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
В ВКО число преступлений в бытовой сфере в 2025 году выросло до 98 случаев. Это убийства, случаи причинения тяжкого и среднего вреда здоровью. Отметим, за аналогичный период прошлого года в области зарегистрировали 51 подобное преступление.
Между тем, количество фактов бытового насилия в регионе постепенно снижается. С начала текущего года в области зафиксировали 3 144 подобных случая. Это на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам Алёны Мокиной, положительная динамика была бы невозможной без последних изменений в законодательстве.
Так, с 2023 года полиция перешла от заявительного на выявительный характер регистрации бытовых правонарушений. Эти поправки позволили возбуждать дела об административных правонарушениях без заявлений потерпевших. Для составления протокола теперь достаточно показаний свидетелей, соседей, записей камер видеонаблюдения и видеорегистратора.
В 2025 году из 3 144 фактов бытового насилия 1 256 случаев зарегистрировали без заявлений потерпевших.
Ещё одна поправка, которая вступила в силу в 2023 году, – исключение возможности повторного примирения. Это позволило прекратить практику психологического давления на пострадавших.
А в 2024 году в Казахстане вновь криминализировали побои и умышленное причинение лёгкого вреда здоровью.
С 22 января 2025 году полицейские стали работать по стандарту проведения оценки риска насилия в семейно-бытовых отношениях для предотвращения тяжких насильственных преступлений.
Если риски насилия в семье высоки, к агрессору рекомендуется применять нормы статьи 54 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». В этом случае полицейским становится доступен такой инструмент воздействия, как направление агрессора на принудительное лечение от алкоголизма.
С начала года в области на принудительное лечение от алкоголизма направили уже 168 лиц.
Ещё один инструмент – применение обязательных психокоррекционных программ. Иными словами, с 2025 года у полицейских появилась возможность отправлять домашних тиранов на принудительную терапию.
Программу коррекции для домашних тиранов подбирают психологи, которые работают при медицинских учреждениях области. Они же определяют длительность терапии.
Если раньше жертвы вынуждены были сбегать из дома и скитаться по родственникам и знакомым, то теперь на улицу отправляют самих «кухонных боксёров».
С начала 2025 года в регионе подобным образом выселили четырёх человек.
Случаи психологического насилия теперь тоже не оставляют без внимания. Всего несколько лет назад жертвы не могли рассчитывать на какую-либо помощь, пока агрессор не поднимет на них руку.
Из всех зарегистрированных в ВКО фактов бытового насилия около 250 – случаи психологического насилия.
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
Очень важный аспект работы полицейских – распространение информации о том, какие последствия ждут агрессоров и на какую помощь может рассчитывать жертва.
Например, в ВКО действуют шесть кризисных центров, из которых четыре предлагают жертвам насилия возможность временного проживания. С начала года в подобные центры направили уже 83 женщины. А сотрудники полиции ежедневно распространяют памятки и буклеты с контактными данными этих организаций.
Информацию о том, что вырваться из лап домашнего тирана можно, распространяют и сами бывшие жертвы бытового насилия.
Активная разъяснительная и просветительская работа в регионе проводится и с детьми.
Наглядные отрицательные примеры работают не хуже лекций и профилактических мероприятий. К агрессорам, которые нарушили запрет на приближение к жертве или запрет на употребление алкоголя, применяют санкцию в виде ареста.
Она подчёркивает, что впереди ещё много работы. Проблема, существующая в обществе так долго, не разрешится по щелчку пальцев. Но добиваться планомерного снижения фактов семейно-бытового насилия, защищать жертв и привлекать агрессоров к заслуженной ответственности – задачи, которые по силам нашему обществу.
В тему: Собирательный образ жертвы семейно-бытового насилия имеет женское лицо, так как именно женщины чаще всего выступают потерпевшими. А основная масса правонарушителей в данном случае – лица мужского пола. Среди них преобладают мужчины в возрасте от 26 до 39 лет (1 599 случаев). Также значительное количество правонарушителей составляют лица в возрасте от 40 до 50 лет (851 случай) и в возрасте от 18 до 25 лет (399 случаев). Меньшая часть – правонарушители старше 50 лет (329 случаев).
Фото/видео: Жәнібек Ырысбай



