Повышение цен на бензин и дизтопливо обнажило кучу проблем - экономисты
Фото из открытых источников
Экономисты казахстанского аналитического центра Desht заявили, что кейс с повышением цен на ГСМ и его дефицитом обнажил кучу проблем.
Во-первых, по словам аналитиков, госорганы не учли ограничения в конкуренции при розничной торговле ГСМ в определенных местах. Также, по их словам, вероятно, нет готовности компенсировать малоимущим расходы от последующего роста цен, сообщает Аltaynews.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
Кроме того, аналитики усмотрели нарушение самим государством основного закона - Конституции.
На это экономист Ануар Буранбаев справедливо отмечает: "Конституция гарантирует неприкосновенность любого вида собственности, в том числе частной. Предприниматель заплатил за актив в виде топлива, которое перешло в его собственность. Он волен распоряжаться ею, как ему представляется нужным. Хочет - держит, хочет - продает, - заметили аналитики.
В этом, по их словам, даже трудно выявить сговор, ведь бизнес имеет открытую и доступную всем игрокам рынка информацию, что через несколько дней розничная цена увеличится на 30 процентов.
Аналитики Desht заявили, что разработчики плана по повышению цен на ГСМ не понимают рыночных механизмов.
По их словам, неуважительное отношение к торговле, непонимание ее природы и важности – это наследие советского мышления.
Напомним, 3 апреля Министерство энергетики объявило о планах по повышению цен на бензин и дизтопливо:
- на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 в зависимости от региона до 205 тенге за литр - рост на 11 процентов;
- а цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге - в среднем рост на 20 процентов.
После этого на АЗС Алматы по собственной инициативе были введены ограничения по продаже дизеля. В ответ Агентство по защите и развитию конкуренции предупредило автозаправочные станции Казахстана о наказании за такие ограничения.