Экспедиция в Уланском районе: тайны Акбаура, в гостях у беркутчи и сибинские зарисовки
Команда республиканской экспедиции «Атамекен», приуроченной к 30-летию независимости РК, продолжила свой путь и 24 августа направилась в Уланский район. Здесь нам предстояло проникнуть в тайны грота Акбаур, сфотографироваться с настоящим беркутом и вкусить блюда национальной кухни в юрте беркутчи, насладиться осенними пейзажами знаменитых Сибинских озер.
Сакральные места ВКО. Часть 2.
Акбаур – сердце разных эпох
После насыщенной поездки по Кокпектинскому району и массы впечатлений, полученных от легенд и историй разных мест, казалось бы, нас сложно будет чем-то удивить. И про Акбаур уже много было рассказано, показано и написано. Но каждый год раскопок – это новые данные, позволяющие заглянуть глубже в историю веков. Поэтому поездка сюда стала интересным открытием и для тех, кто здесь впервые, и для тех, кто уже не раз посещал исторический комплекс.
По мнению ученых, Сорокина гора и все, что находится в радиусе 10 километров от нее, и есть комплекс Акбаур. Здесь найдены захоронения из разных эпох, если в одном из них человек захоронен сидя, то в другом хоронили лежа, – рассказывает руководитель отдела внутренней политики Уланского района Нурхат Садыков, пока мы двигаемся в сторону центрального грота.
Участок, к которому мы идем, находится на западном склоне Сорокиной горы. По-осеннему холодная погода, пронизывающий ветер и темно-серые облака на небе придают этому месту немного пугающую таинственность и загадочность.
Возможно, именно по этой тропинке много тысяч лет назад какой-нибудь древний шаман медленно двигался к святилищу, чтобы провести обряд жертвоприношения, вылечить больного или «переговорить» с духами предков.
По словам заведующей отделом Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника Галины Петеневой, расположение грота, наскальные рисунки и другие косвенные данные подтверждают, что Акбаур - это святилище.
Здесь сама природа создала какие-то маркеры, которые можно было использовать в ритуальной практике. Например, сквозное отверстие сердцевидной формы в потолочной части грота шаманы, возможно, использовали для своих обрядов. Есть такое мнение, что сам шаман, прежде чем проводить ритуал, поднимался на грот через это отверстие, что символизировало выход из подземного мира, – объясняет Галина Геннадьевна.
Она отмечает, что во многих культурах дыра, нора, дупло – это именно портал или вход в потусторонний мир.
Еще одним свидетельством проведения обрядов является само название комплекса «Акбауыр». Сейчас специалисты пришли к общему мнению, что это «белая» или «святая» печень. В ранних культурах печень жертвенного животного была тем органом, с которого начали гадать, делать предсказания.
Некоторые ученые считают, что Акбаур - это астрологический комплекс. Это вполне вероятно, потому что, занимаясь обрядовой практикой, человек должен наблюдать за светилами. Другой вопрос, как это наблюдение производилось. Мы этого пока не знаем, – говорит специалист.
Отличительная черта Акбаура, по словам Галины Геннадьевны, здесь представлены разновременные памятники культуры.
Это захоронения начиная с конца энеолита, то есть с конца третьего тысячелетия до нашей эры, переход ко второму тысячелетию и переход в эпоху бронзы, дальше памятники средневековья, также можно уверенно говорить о присутствии джунгар. И все эти памятники уже точно датированы археологами, – говорит Галина Плетенева.
Также комплекс Акбаур состоит из разных типов археологических памятников, это и курганные и безкурганные могильники, это и поселения эпохи бронзы, сакские поселения, наскальные рисунки, которых в радиусе 10 километров насчитывается уже 12.
Это значит, буквально в 40 километрах от областного центра мы имеем памятники от эпохи бронзы до современного этнографического времени, что делает Акбаур сердцем разных эпох.
Дорога к дому беркутчи
После познавательной экскурсии на Акбауре наша команда двинулась дальше. Как прошло время в пути до Бозанбая, где нас ждала семья беркутчи и ремесленника Маркса и его супруги, мастерицы на все руки – Шакерман, мы и не успели заметить, заслушавшись рассказами экскурсовода Айгерим Абеджановой. От нее мы узнали много нового об Уланском районе, территория которого 9,6 тысячи квадратных километров.
Уланский район уникален тем, что на этой земле исконно жили разные национальности, представители разных культур и религий. Здесь жили и казахи, и джунгары, и русские, и даже каракалпаки. Даже в Акбауре представлена и андроновская, и сакская, и многие другие культуры. Хотелось бы донести до жителей района и области, что историю нашего края надо рассматривать как одно целое, а не отдельные его составляющие, – делится своими мыслями Айгерим.
Время в дороге пролетело незаметно, и вот уже нас встречает семья кандасов, в 2005 году они перебрались на этническую родину из Монголии и привезли с собой неизменную казахскую культуру и кухню, кочевой быт и старинные ремесла.
Первым делом нас знакомят с годовалой Ханбалак – самкой беркута, которую Маркс еще птенцом привез из Алматы и воспитывает для охоты.
Приручить вольную птицу и научить ее охотиться на зверя нелегко. Мы взяли ее с гнезда, все это время приучали к рукам, летом откармливали красным мясом, чтобы она набрала вес. К осени переводим на жидкую диету, к сезону охоты вес надо сбросить и научить птицу возвращаться на зов. После первого снега уже можно выходить на зайца, лисицу, – увлеченно рассказывает беркутчи о своей подопечной.
После непродолжительной фотосессии с Ханбалак мы идем в юрту, где Айгерим и Шакерман знакомят нас с разнообразием продуктов, которые в старину казахи готовили из молока. К слову, все убранство юрты – ручной труд хозяйки. Все изделия, которые украшают стены традиционного казахского жилища, Шакерман вышивала сама. У нее в Бозанбае есть свой кабинет - небольшой кружок, где она обучает детей шитью, различным ремеслам.
Я научилась всему у своей матери, а она, в свою очередь, у своей. Можно сказать, с 5 лет познавала азы ремесленного искусства. Все эти знания передаются у нас из поколения в поколение, – рассказывает многодетная мама.
Юрта, в которой нас угощают вкуснейшими экологически чистыми блюдами, уже больше года принимает туристов. В планах семьи расширить свой бизнес - поставить еще четыре подобные юрты, завести лошадей и верблюдов, чтобы угощать гостей натуральным кумысом и шубатом и в целом внести свой вклад в развитие этнотуризма в регионе.
Осенние Сибинские озера прекрасны!
Попрощавшись с гостеприимной семьей Маркса и Шакерман, наша команда выехала на знаменитые Сибинские озера – жемчужину Уланского района.
К вечеру сквозь облака выглянуло солнце, и небо окрасилось во все оттенки заката.
Поскольку вся наша команда была вымотана долгой дорогой, а информации, собранной за время экспедиции, было уже довольно много, на озерах мы решили просто насладиться закатом и надышаться чистым горным воздухом.
Прогуливаясь по берегу озера Шалкар, говорили о развитии в районе экотуризма.
Рассуждали о необходимости повышения самосознания туристов для сохранения биоразнообразия природы.
Наша экспедиция по Уланскому району на этом завершилась, но она обязательно продолжится в других частях нашего региона, ведь в каждом районе ВКО нам есть о чем рассказать и что показать.