Что делать казахстанцам, которым пришло сообщение о праве на получение пособий или соцвыплат
Когда у казахстанца возникает право на получение пособий или социальных выплат, ему может прийти SMS-сообщение с номера Единого контакт-центра РК 1414, ответив на которое можно оформить выплаты проактивно. Что нужно для этого сделать, узнали журналисты NUR.KZ.
Много лет назад, чтобы оформить какие-либо выплаты, с пакетом документов нужно было идти в центр обслуживания населения (ЦОН). Сейчас большинство из таких услуг можно получить онлайн на сайте «Электронного правительства».
При этом некоторые пособия и соцвыплаты могут быть назначены проактивно. То есть государство, проявив инициативу, само предлагает назначить выплаты гражданам, которые имеют на это право. В этом случае потенциальному получателю приходит сообщение с номера 1414 о возможности воспользоваться той или иной услугой. На него нужно ответить. Согласно Правилам оказания проактивных услуг, на это дается 24 часа. Иначе запрос аннулируется. Главный плюс проактивной услуги в том, что на этой переписке заканчивается все оформление – никуда не нужно нести или загружать дополнительные документы. Если проактивная услуга была предложена, значит все нужные данные уже были взяты из информационных систем различных государственных органов.
При этом заветное сообщение отправляется только на номер телефона, который зарегистрирован в Базе мобильных граждан. Туда его можно добавить в личном кабинете на портале «Электронного правительства» или в приложении eGov mobile. Какие выплаты могут быть назначены проактивно
В первую очередь, проактивно могут быть назначены все социальные выплаты, которые участникам системы обязательного социального страхования выплачивает Государственный фонд социального страхования. Например, для проактивного назначения выплаты работнице, вышедшей в социальный отпуск по беременности и родам, работодателю необходимо зарегистрировать этот факт в личном кабинете на портале Электронной биржи труда.
Данные будут направлены в Единую систему учета трудовых договоров, откуда по запросу они будут предоставляться в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» для назначения соцвыплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами.
А социальную выплату на случай потери работы могут проактивно назначить после регистрации в качестве безработного. Для назначения других выплат в систему также должны попасть соответствующие данные. При этом потенциальному получателю социальной выплаты приходит сообщение, в котором запрашивается согласие на получение проактивной услуги, а в ответ нужно подтвердить заявку, указать свой банковский счет и ждать его пополнения.
Что касается пособий, то проактивно назначают выплаты, в основном связанные с семьей: пособие многодетной семье, удостоенным звания многодетным матерям, родителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, и так далее.
Напомним, что с сентября в Казахстане планируют внедрить так называемую «Цифровую карту семьи», которая предусматривает предоставление установленных государством пособий в проактивном формате, то есть без ожидания заявления от получателя.
Нужно ли платить за проактивные услуги
Отдельно отметим, что за назначение пособий и социальных выплат, в том числе в проактивном формате, никаких госпошлин платить не нужно. Эти услуги оказываются бесплатно. Также обратим внимание, что сообщение о проактивном назначении выплат приходит только с номера 1414.
В ответ на него не должны требовать полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны, пришедшие с других номеров пароли и другие данные, которые под видом госслужащих могут выманивать мошенники. Если получатель не успел ответить на сообщение о праве на получение пособий и соцвыплат, то он по-прежнему может их оформить на сайте «Электронного правительства» или в ЦОНе. То же самое касается граждан, которые имеют право на выплаты, но по каким-либо причинам не получили такого сообщения.