RU
Усть-Каменогорск
+3°
небольшой дождь ветер 6 м/с, СЗ
442.05 474.14 4.74

Концепцию безопасного труда разработали в Казахстане

Фото: yandex.kz

24 октября 2023 13:00 419

Министерство труда подготовило проект Концепции безопасного труда в Республике Казахстан до 2030 года.

Реализация Концепции позволит снизить уровень профессионального риска на рабочих местах, повысит компетенции в сфере охраны труда, усилит экономические стимулы по улучшению условий труда, сообщает Аltaynews.kz со ссылкой на Zakon.kz.

Будет усовершенствована Национальная система управления охраной труда в Казахстане, в рамках которой будет внедрена новая модель интегральной оценки профессионального риска, как меры оценки риска предприятия, будет создана  «Цифровая карта предприятий».

В основу Концепции заложены следующие принципы обеспечения безопасности труда:

системное и постоянное улучшение;

превентивность и сбалансированность на основе адаптации международных норм;

ответственность и вовлеченность на основе социального партнерства;

объективность и осведомленность на основе полного охвата достоверной информацией.

Концепция будет реализована в пяти направлениях:

модернизация национальной системы управления охраной труда на основе риск ориентированного подхода;

совершенствование подходов к профилактике в области охраны труда, переход от борьбы с последствиями к предупреждению профессиональных травм и заболеваний;

экономическое стимулирование мер по снижению профессионального риска;

развитие профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда;

повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда.

Модернизация национальной системы управления охраной труда на основе рискориентированного подхода

Разработчики планируют внедрить новую модель интегральной оценки профессионального риска, как меры оценки риска предприятия в целом.

С учетом размера предприятия, требования по охране труда не уменьшаются, но все же имеют свои особенности. В этой связи будут разработаны упрощенные требования к СУОТ на малых и микропредприятиях с внедрением возможности экспресс оценки профессионального риска (в том числе в онлайн формате).

Также будут разработаны подходы к идентификации, измерению производственных факторов в особых условиях труда (подземные работы, работы на открытом воздухе, высоте и т.п.), а также к оценке комплексного воздействия производственных факторов и дифференциации рабочего места по степени профессионального риска.

Планируется создание  «Цифровой карты предприятий» по интегральной оценке и распределению предприятий по степени риска. Для этого потребуется интеграция государственных информационных систем мониторинга условий труда и профессиональных рисков, экологического мониторинга и производственного контроля.

Помимо этого, внедрение системы управления профессиональными рисками позволит получить достоверную информацию для ранней диагностики профзаболеваний, определения суммарной продолжительности воздействия вредных производственных факторов в рабочую смену, ограничения стажа работы при высокой степени профессионального риска.

Совершенствование подходов к профилактике производственных травм и профзаболеваний в области охраны труда

По мнению разработчиков Концепции, необходим переход от списочного подхода к обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и предоставлению гарантий работникам к рискориентированному, основанному на результатах оценки профессиональных рисков на рабочем месте.

Применение матричного метода распределения СИЗ на основе конкретного вредного или опасного производственного фактора и ранжирования по степени профессионального риска упростит работодателю выбор СИЗ.

Будут проведены исследования по внедрению превентивного медицинского мониторинга в зависимости от результатов оценки профессионального риска, направленного на усиление методов раннего выявления групп риска, а также совершенствование медицинских регламентов допуска работников на работы во вредных и (или) опасных условиях труда.

Помимо этого планируется внедрить профессиональны медицинский скрининг с интеграцией в единую систему национального медицинского скрининга.

Результатом скрининга будут рекомендации для работодателя по проведению оздоровительных и лечебных мероприятий, в том числе профилактике обострений хронических заболеваний, лечебное питание, лечебная физкультура, медицинский массаж, проведение реабилитационных мероприятий в целях сохранения трудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Экономическое стимулирование мер по снижению профессионального риска

В рамках данного направления планируется внедрение новых финансово-экономических мер, способствующих повышению вклада работодателя в улучшение условий труда. В этой связи будет установлен норматив (минимальный объем) затрат на охрану труда в зависимости от класса профессионального риска, будут разработаны методические подходы к экономическому планированию затрат на охрану труда, а также оценке его эффективности с внедрением онлайн-приложения по составлению бюджета затрат на охрану труда (по видам затрат).

Будет установлен дифференцированный тариф по двухкомпонентной модели, т. е. в зависимости от класса профессионального риска, определяемого видом экономической деятельности, и степенью профессионального риска, как результативным показателем его оценки.

Важным изменением станет превентивная направленность обязательного страхования от несчастных случаев на производстве (ОСНС), что обеспечит достижение ключевых целей страхования: обоснованности тарифа, правильности или соответствия страховой суммы, полноты данных для установления риска. Это решит проблему демпинга и манипулирования страховым взносом.

Развитие профессиональных компетенций и научного потенциала в сфере охраны труда

Кадровое и компетентностное развитие в области охраны труда будет достигнуто за счет внедрения новых видов и способов обучения (актуальные программы, дистанционное обучение, тренажеры и имитационные модели).

В частности, будет предусмотрена обязательная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда, технических инспекторов по охране труда, председателей производственного совета и экспертов по охране труда.

Также будут усилены требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по охране труда. Для этого будет внедрена система онлайн-регистрации организаций обучения. При регистрации будут учитываться наличие материально-технической базы, сертифицированных лекторов и учебных программ в сфере охраны труда.

Планируют разграничить процедуры обучения и проверки знаний по охране труда с созданием Единого учебно-методического центра (ЕУМЦ), одной из функций которого будет проверка знаний на специально созданной онлайн платформе. В функции ЕУМЦ также будет входить разработка и пересмотр типовых учебных программ и контрольных вопросов для проверки знаний, подготовка и регистрация лекторов организаций обучения и государственных инспекторов труда.

На базе Республиканского научно-исследовательского института по охране труда будет организовано прохождение профессиональных практик магистров и докторов PhD, что усилит взаимосвязь теории и практики.

Повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда

Основными направлениями мониторинга будут результаты оценки профессиональных рисков на предприятиях, данные по производственному травматизму, профзаболеваниям, по финансированию мер, предоставлению гарантий, обеспеченности работников сертифицированными СИЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическим питанием, медицинскими услугами, страхованием ОСНС и отраслевые карты профессиональных рисков.

Для своевременного и качественного проведения оценки профессиональных рисков, мониторинга их результатов будет внедрена процедура государственной экспертизы государственной инспекцией по труду.

Будет внедрен механизм превентивного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства (без посещения субъекта контроля), путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации о деятельности объектов контроля.

Одновременно предполагается внесение соответствующих изменений в законодательство в целях усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства в сфере охраны труда, ответственности работодателей и должностных лиц иных органов и организаций за несвоевременное информирование или сокрытие несчастных случаев и (или) фактов травмирования трудоустроенных граждан в рабочее время.

Ожидаемые результаты

Охват оценкой профессионального риска активных юридических лиц по республике составит 80% к 2030 году

Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с трудовой деятельностью снизится с 0,037 в 2023 году до 0,023 в 2030 году на 1000 работников

Уровень сокрытия производственного травматизма и профессиональных заболеваний уменьшится с 11:1 в 2023 году до 18:1 в 2030 году

Охват активных юридических лиц с частной формой собственности системой обязательного страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей возрастет с 32% до 95% к 2030 году

Доля лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, успешно прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда составит 90% в 2030 году

Количество реализуемых научно-технических программ и проектов увеличится с 3 до 6 к 2030 году

Охват государственным мониторингом состояния безопасности и охраны труда на предприятиях (активных юридических лиц) составит 80% в 2030 году

Таким образом, реализация заложенных в Концепции принципов, подходов и видения развития сферы обеспечения безопасности труда в РК позволит достичь следующих ожидаемых результатов в 2030 году:

снижение коэффициента частоты производственного травматизма на 1000 работников до 0,30 (факт 2022 года – 0,44);

снижение количества нарушений в области охраны труда к общему числу выявленных нарушений трудового законодательства до 23% (факт 2022 года – 28%).

Проект Концепции размещен на портале  «Открытые НПА « для публичного обсуждения до 7 ноября 2023 года.

 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться