RU
Усть-Каменогорск
-5°
небольшой снег ветер 7 м/с, ЮВ
493.85 519.04 4.97

Бухтарминский мост: долгостроя в ВКО не будет

Фото: акимат ВКО

9 сентября 2023 11:29 83

Контроль за строительством самого длинного моста в Казахстане, который только возводится, будет усилен.

Об этом сообщили в пресс-службе ВКО филиала национального центра качества дорог, заверив, что грандиозный проект не превратится в не менее грандиозный долгострой, передает Аltaynews.kz.

Возведение мост, который задолго до начала строительства назвали самым современным и длинным в Казахстане, буквально «дорогой жизни» для жителей сразу нескольких районов Восточного Казахстана, еще летом было под угрозой.

Причиной тому стала банальная нехватка денег.

Стройка века за свой счет?

В конце лета о проблеме с финансированием заявил сотрудник компании, которая ведет строительство моста через Бухтарминское водохранилище.

На сегодняшний момент за объект, который стоит 62 миллиарда тенге, мы за два с половиной года получили всего лишь 20 миллиардов тенге. Сейчас финансирование приостановлено. То есть на сегодня строительство ведется за счет собственных средств нашей компании, директор которой Жамбулат Казанов сказал, что мост построит в любом случае. Он тянет проект из последних сил, - заявил в своем видеообращении начальник строительства мостового перехода ТОО «ОблШыгысЖол» Нигматулла Абдулхаков.

По его словам, тендер данный объект компания выиграла еще в 2016 году, несколько лет ушли на корректировку проекта. На данный момент строители приступили ко второму этапу и, несмотря на финансовые трудности, идут согласно графику.

Мы уже приступили к монтажу основных пролетных строений, завезли первую балку, она стоит уже здесь. Материалы приходят – строительство не останавливается, его нельзя останавливать, мы работаем, но факт остается фактом – финансирования не хватает. При общем дефиците металла, не хватает 40 процентов металла! – нельзя тянуть, оплату надо делать заранее, его ведь непросто купить надо, а покроить, сварить конструкцию, которая нам нужна, доставить ее… Если раньше мы заказывали металл в России на «Курганстальмост» и в Украине на «Азовстали», то сейчас сами знаете, что произошло… Но несмотря на это, второй транш нашим руководством проплачен, работа не останавливается. Но если ничего не изменится с финансированием, мост, который жизненно важен нескольким районам, уйдет в долгострой, - возмущается Нигматулла Абдулхаков.

Известно, что работники ТОО «ОблШыгысЖол2 обратились к президенту Казахстана с просьбой обратить внимание на проблему финансирования строительства моста, ведь возникла она не в первый раз, тем более возведение данной переправы через водохранилище – непосредственное поручение самого президента.  Этот проект важен как минимум для нескольких десятков тысяч человек, которые проживают в Курчумском, Зайсанском и Тарбагатайском районах Восточного Казахстана.

Пока лед не треснет?

Надо отметить, что мост через Бухтарму жители трех районов Восточного Казахстана ждут полвека. Все эти годы, чтобы попасть в областной центр или соседние села, расположенные на противоположном берегу водохранилища, надо было делать «крюк» протяженностью 200-300 километров или же часами ждать паром.

Всего с одного берега на другой ходили два парома, ломаясь с завидным постоянством, ведь один из них 1962 года выпуска, а второй не многим новее – 1964 года. Но даже с учетом этого, работали они только летом, в межсезонье пока лед не окрепнет на водохранилище, людям приходилось ездить в объезд.

Зимой не намного легче было добраться до противоположного берега, а порой и намного опаснее, зачастую машины проваливались под лед, гибли люди. Последний трагический пример – гибель пожилой женщины прошлой зимой. Тогда машина, провалилась под лед, женщина не смогла в мокрой зимней одежде выплыть и утонула.

Впрочем, перебраться на другой берег – дело долгое и хлопотное и летом, когда паром ходит, зачастую он просто не может вместить всех желающих. Людям приходится приезжать на берег, чтобы занять очередь, в 4 часа утра, но и это не гарантирует, что они точно уедут. Тем, кто не успеет, придется оставаться и ночевать на берегу, чтобы не упустить свою очередь. Кто-то к этому привык, а кто-то возмущается, потому что переправа через водохранилище это всегда неопределенность: успеешь или нет?

Например, для жительницы региона Ирины Марковой, это неудобства, с которыми она сталкивается пару раз в год – когда отвозит детей к маме на каникулы и забирает обратно. А вот для Серика Касымжанова постоянные трудности, потому что он занимается перевозкой продуктов, которые каждый раз боится не довести.

Деньги потерять обидно. К тому же у нас все дороже, чем везде, из-за этой переправы. Но дело даже не в этом. В прошлом году у меня сестра умерла, а я в очереди здесь стою… Боялся, что не успею на похороны. Почти день здесь простоял. Хорошо, люди откликнулись – пропустили вперед, - вспоминает Серик Касымжанов.
 

 

Финансовые неожиданности

Понятно, с каким энтузиазмом жители сразу трех районов восприняли новость о строительстве переправы. То, что это было поручение самого президента, вселяло еще больше уверенности, что проект доведут до конца, однако понервничать уже пришлось. Прошедшей зимой сенатор Бакытжан Байахметов на одном из пленарных заседаний вдруг заявил, что суммы, заложенные в республиканском бюджеты на строительство моста значительно не хватит. По его подсчетам, на каждый последующий год необходимо будет не менее 20 миллиардов тенге. Напомним, изначально весь проект оценили в 23 миллиарда тенге.

Он заострил внимание на том, что нехватка денег приведет к срыву сдачи объекта.

И вот опять возникли проблемы с финансированим. В ТОО «ОблШыгысЖол» прокомментировали ситуацию.

Мы не можем останавливать строительство, снизить темпы строительно-монтажных работ, на которые вышли, потерять специалистов, потому вынуждены привлекать собственные и заемные средства. Но это не выход. Только на объекте у нас работает 200 человек, в целом – 300. Людям надо платить заработную плату, заранее оплачивать материал, потому что это серьезный процесс, его нельзя останавливать, - рассказали в ТОО «ОблШыгысЖол».

Заказчик по проекту - управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО – также внесли ясность в непростую ситуацию.

До 2023 года по проекту освоено 19,4 миллиарда тенге. На 2023 год из республиканского бюджета было выделено и освоено 5 миллиардов тенге, дополнительно выделено из областного бюджета 3 миллиарда тенге, также подано бюджетная заявка на выделение 15 миллиардов тенге. Ход строительства мостового перехода находится на постоянном контроле, - сообщила заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Айжан Рахимбаева.

По ее словам, риск остановки строительства мостового перехода все-таки существует. И связаны они с отсутствием механизма дальнейшего финансирования из республиканского бюджета. Дело в том, что согласно Бюджетному кодексу, расходы, связанные с удорожанием проекта, осуществляется за счет местного бюджета.

В настоящее время финансирование из республиканского бюджета обеспечено в полном объеме в сумме 23,8 миллиарда тенге, что составляет 90 процентов от первоначальной стоимости договора. При этом, финансирование суммы удорожания за счет средств местного бюджета не представляется возможным. На данный момент продолжаются строительно-монтажные работы и заготовлены необходимые материалы за счёт привлечения кредитных ресурсов и за счет средств подрядчика. Перевыполнение объемов строительно-монтажных работ относительно выделенных и освоенных средств составляет около 4 миллиардов тенге, - сообщили в управлении.

Все под контролем

В пресс-службе ВКО филиала национального центра качества дорожных активов заверили, что все не так уж плохо.

Уже начался процесс передачи моста в собственность АО «НК «КазАвтоЖол». И после завершения всех процедур возможно возобновление его финансирования. Более того, контроль по его строительству будет только усилен, - сообщили в наццентре.

Также здесь отметили, что только за этот год на строительство важного инфраструктурного объекта для проверки выезжали 6 раз. Было выявлено только одно, хотя из девяти отобранных проб материалов не соответствовали нормам - две. В итоге подрядчику пришлось заново завозить инертные материалы на сумму более чем 700 тысяч тенге.

На это раз нарушений было занчительно меньше.

К примеру, если в прошлом году за 8 выездов было вывялено 7 нарушений, в этот раз - всего одно. Подрядчик быстро устраняет все замечания. Поэтому в качестве строительства сомневаться не приходится. Единственное, что выполнен не весь объем запланированных работ. Помимо строительства основного моста, которое мы постоянно контролируем, ведется строительство подъездных дорог протяженностью 18,5 километра. Устройство земляного полотна и подстилающего слоя уже сделано. Но из-за нехватки финансирования приостановлены работы по устройству верхнего слоя основания, - добавил Ержан Усманов.

Кстати, именно из-за того, что Бюджетный Кодекс же позволяет финансировать удорожание республиканских объектов, было принято решение передать объект на баланс АО «НК «КазАвтоЖол».

Автор: Юлия Чернявская

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться