Бухтарминский мост: долгостроя в ВКО не будет
Фото: акимат ВКО
Контроль за строительством самого длинного моста в Казахстане, который только возводится, будет усилен.
Об этом сообщили в пресс-службе ВКО филиала национального центра качества дорог, заверив, что грандиозный проект не превратится в не менее грандиозный долгострой, передает Аltaynews.kz.
Возведение мост, который задолго до начала строительства назвали самым современным и длинным в Казахстане, буквально «дорогой жизни» для жителей сразу нескольких районов Восточного Казахстана, еще летом было под угрозой.
Причиной тому стала банальная нехватка денег.
Стройка века за свой счет?
В конце лета о проблеме с финансированием заявил сотрудник компании, которая ведет строительство моста через Бухтарминское водохранилище.
По его словам, тендер данный объект компания выиграла еще в 2016 году, несколько лет ушли на корректировку проекта. На данный момент строители приступили ко второму этапу и, несмотря на финансовые трудности, идут согласно графику.
Известно, что работники ТОО «ОблШыгысЖол2 обратились к президенту Казахстана с просьбой обратить внимание на проблему финансирования строительства моста, ведь возникла она не в первый раз, тем более возведение данной переправы через водохранилище – непосредственное поручение самого президента. Этот проект важен как минимум для нескольких десятков тысяч человек, которые проживают в Курчумском, Зайсанском и Тарбагатайском районах Восточного Казахстана.
Пока лед не треснет?
Надо отметить, что мост через Бухтарму жители трех районов Восточного Казахстана ждут полвека. Все эти годы, чтобы попасть в областной центр или соседние села, расположенные на противоположном берегу водохранилища, надо было делать «крюк» протяженностью 200-300 километров или же часами ждать паром.
Всего с одного берега на другой ходили два парома, ломаясь с завидным постоянством, ведь один из них 1962 года выпуска, а второй не многим новее – 1964 года. Но даже с учетом этого, работали они только летом, в межсезонье пока лед не окрепнет на водохранилище, людям приходилось ездить в объезд.
Зимой не намного легче было добраться до противоположного берега, а порой и намного опаснее, зачастую машины проваливались под лед, гибли люди. Последний трагический пример – гибель пожилой женщины прошлой зимой. Тогда машина, провалилась под лед, женщина не смогла в мокрой зимней одежде выплыть и утонула.
Впрочем, перебраться на другой берег – дело долгое и хлопотное и летом, когда паром ходит, зачастую он просто не может вместить всех желающих. Людям приходится приезжать на берег, чтобы занять очередь, в 4 часа утра, но и это не гарантирует, что они точно уедут. Тем, кто не успеет, придется оставаться и ночевать на берегу, чтобы не упустить свою очередь. Кто-то к этому привык, а кто-то возмущается, потому что переправа через водохранилище это всегда неопределенность: успеешь или нет?
Например, для жительницы региона Ирины Марковой, это неудобства, с которыми она сталкивается пару раз в год – когда отвозит детей к маме на каникулы и забирает обратно. А вот для Серика Касымжанова постоянные трудности, потому что он занимается перевозкой продуктов, которые каждый раз боится не довести.
Финансовые неожиданности
Понятно, с каким энтузиазмом жители сразу трех районов восприняли новость о строительстве переправы. То, что это было поручение самого президента, вселяло еще больше уверенности, что проект доведут до конца, однако понервничать уже пришлось. Прошедшей зимой сенатор Бакытжан Байахметов на одном из пленарных заседаний вдруг заявил, что суммы, заложенные в республиканском бюджеты на строительство моста значительно не хватит. По его подсчетам, на каждый последующий год необходимо будет не менее 20 миллиардов тенге. Напомним, изначально весь проект оценили в 23 миллиарда тенге.
Он заострил внимание на том, что нехватка денег приведет к срыву сдачи объекта.
И вот опять возникли проблемы с финансированим. В ТОО «ОблШыгысЖол» прокомментировали ситуацию.
Заказчик по проекту - управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО – также внесли ясность в непростую ситуацию.
По ее словам, риск остановки строительства мостового перехода все-таки существует. И связаны они с отсутствием механизма дальнейшего финансирования из республиканского бюджета. Дело в том, что согласно Бюджетному кодексу, расходы, связанные с удорожанием проекта, осуществляется за счет местного бюджета.
Все под контролем
В пресс-службе ВКО филиала национального центра качества дорожных активов заверили, что все не так уж плохо.
Также здесь отметили, что только за этот год на строительство важного инфраструктурного объекта для проверки выезжали 6 раз. Было выявлено только одно, хотя из девяти отобранных проб материалов не соответствовали нормам - две. В итоге подрядчику пришлось заново завозить инертные материалы на сумму более чем 700 тысяч тенге.
На это раз нарушений было занчительно меньше.
Кстати, именно из-за того, что Бюджетный Кодекс же позволяет финансировать удорожание республиканских объектов, было принято решение передать объект на баланс АО «НК «КазАвтоЖол».
Автор: Юлия Чернявская