Ученики Таврической школы побывали в Усть-Каменогорске и "познакомились" с динозаврами
Ученики Таврической средней школы надолго запомнят урок, который провели представители «Зеленого дома» Бориса Щербакова из областного центра. Подобные занятия проводятся вне школьной программы и привычного расписания, но на чрезвычайно важную для детей эколого-просветительскую, воспитательную тему, передает корреспондент Altainews.kz.
Впрочем, можно вспомнить к месту, что процесс познания и воспитания не ограничивается рамками учебного года в школе. Во время каникул дети не раз совершали поездки с наставниками из «Зеленого дома» в знаковые места – в частности, на Киин-Кириш в Курчумском районе, к высокогорному озеру Маркаколь. В память об этих экскурсиях остались видео, фото, эмоции, впечатления.
На этот раз темой урока и объектом общего внимания стали динозавры. Почему именно они? Оказалось, что древние, однажды вымершие ящеры, о которых большинство людей знают только по книгам и фильмам, вызывают жуткий интерес у детей, особенно младшего возраста. Не секрет, что современное младшее поколение тяготеет к сказкам не про Бабу-ягу или Кощея Бессмертного, а про других мистических персонажей, среди которых динозавры всё-таки наиболее приближены к реальности по факту своего прежнего пребывания на Земле.
Поясним, что Ильшат является палео-художником, который занимается рисованием гигантских древних ящеров. Причем делает это на очень высоком профессиональном уровне. По своей базовой специальности он учитель рисования, окончил художественно-графический факультет известного вуза в Семее. Глядя на его безупречные рисунки, где проработана каждая деталь, соблюдены все каноны изобразительного искусства, чувствуешь ещё и душу творца, отражающую целую гамму самых различных ощущений, эмоций.
ПАЛЕО-ХУДОЖНИК – ЗВЕЗДА СОЦСЕТЕЙ
Ильшат Исхаков как творческий человек называет себя палео-художником, что раскрывает его приверженность к изучению и освоению одной из областей палеонтологии, связанной с древними гигантскими существами. Познания его в этой сфере таковы, что позволяют об очень многом судить со знанием дела. И даже изобретать различные игры с рисунками динозавров, где зрителям предлагают установить, какая часть тела и какому древнему ящеру принадлежит. Мы-то, конечно, думали, что все они «на одно лицо» и одной породы, но это оказалось не просто стойким заблуждением, но и фатальной ошибкой. К слову, классификации динозавров можно посвятить отдельную большую статью, настолько удивительны и многогранны накопленные веками знания об этих древних животных.
По словам Ильшата, детская зрительская аудитория в социальных сетях составляет огромнейшую армию, о чем свидетельствует количество просмотров самых разнообразных работ мастера на тему динозавров.
Художник отмечает, что во многих странах мира тема динозавров довольно широко используется в кино, на телевидении, в индустрии развлечений. Но если там интерес велик из-за шансов на коммерциализацию и извлечение прибыли, то в нашем случае взрослые и дети подходят к изучению динозавров с точки зрения просветительской, то есть пропаганды экологических знаний, воспитания молодого поколения.
В «ЗЕЛЕНОМ ДОМЕ»
Добавим, что есть интересная версия, по которой динозавры водились когда-то на территории Восточного Казахстана, относились к определенной породе, характерной именно для специфических условий нашего региона. Но не хотелось бы забегать вперед и раскрывать все карты, поскольку это заслуживает отдельного, более обстоятельного рассказа с хозяином «Зеленого дома» Борисом Щербаковым – ученым-орнитологом, писателем-натуралистом, работающим над книгой о динозаврах. На связь с ним постоянно выходят таврические педагоги, договариваются о совместных походах, поездках с детьми, а также о проведении экологических уроков.
Энтузиасты из «Зеленого дома» всегда идут навстречу учителям и детям, даже если для этого нужно выбрать время, отложив какие-то свои дела. Там их ждут с нетерпением, берут на себя заботы, связанные с приездом и отъездом. В этот раз, например, понадобилось дополнительное место в транспорте для наглядных пособий и демонстрационных материалов, подготовленных Ильшатом.
Напомним, подобная коллекция различных динозавров побывала весной текущего года на выставке в Семее, где вызвала самый живой интерес у посетителей, завсегдатаев одного из популярных музеев соседней области.
Между тем, некоторые фигурки динозавров можно увидеть в «Зеленом доме», действующем на базе городской библиотеки в Усть-Каменогорске.
Ну, а сельские школьники являются самой благодарной публикой, находящейся чуть ближе к реальной природе, к живым существам, в отличие от своих сверстников, которые постоянно находятся, живут и учатся в «каменных джунглях». Подобные уроки, организуемые учителем географии Сауле Нуртазовой, в их памяти сохраняются надолго, позволяя прочно закрепить учебный материал. В помощь педагогам и детям сейчас приходят современные технологии, с помощью которых снимаются видеоролики об уроках, походах и поездках.
С ПОЧТЕНИЕМ К ИСТОРИИ
Стоит отметить, ребятам из села Таврического вообще повезло с новой школой, построенной и введённой в эксплуатацию всего несколько лет назад. Такое современное и полностью оборудованное здание не уступает даже городским очагам образования.
Директор учебного заведения Сапа Мухитов и коллектив сельских педагогов большое внимание уделяют сохранению исторической памяти. Школьный музей уже занимал призовое место на республиканском конкурсе. Пользуясь случаем, мы побывали в историко-краеведческом музее, которым руководит преподаватель истории Балгын Тойбазарова, а также в кабинете краеведения под руководством учителя географии Сауле Нуртазовой. Есть ещё у детей на территории школьного двора свой мини-этноаул.
Коллеги директора школы из других сел и районов области нередко подшучивают, объясняя успехи музейного дела в селе Таврическом тем, что у Сапы Мухитова имеется диплом преподавателя истории. В каждой шутке есть доля истины – сам Всевышний велел таким специалистам развивать музеи. В то же время, в Восточном Казахстане есть немало примеров, когда за создание летописи берутся простые энтузиасты-любители.
Видимо, вовсе не случайно говорят, что журналисты пишут историю современности, которая становится востребованной уже в самом ближайшем будущем.
Возвращаясь к теме динозавров, нужно обязательно отметить, что в лице Бориса Щербакова, параллельно проводившего экологический урок в другом классе, школьники обрели замечательного рассказчика. Это редкое качество – наряду с научным, писательским даром умело владеть аудиторией слушателей.