Цифровизация ВКО: от «умных» городов к приграничным сёлам
Фото: Оskemen hub
В рейтинге среди «умных» городов Восточно-Казахстанская область в 2023 году заняла третье место по республике. На сегодняшний день управлением цифровизации и архивов реализуются пять крупных проектов в данном направлении: «iQala», Ситуационный центр, Единый контакт-центр, Единая диспетчерская служба и Оskemen hub. Подробно об этом рассказала исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахстанской области Гулназ Ахметова, передает корреспондент Altainews.kz.
На сегодняшний день основными направлениями цифровизации в ВКО являются развитие цифровых технологий, обеспечение интернетом и информатизация.
Так, в апреле 2024 года в Казахстане был принят эталонный стандарт строительства «умных» городов. Но ещё до принятия этих методических рекомендаций по итогам прошлого года во внутреннем рейтинге «умных» городов Восточно-Казахстанская область заняла третье место среди областей и городов республиканского значения. Решающую роль в этом сыграл проект «Smart city», направленный на повышение эффективности городских услуг и внедрение современных технологий.
«IQALA» В ДЕЙСТВИИ
Также в конце 2023 года в Усть-Каменогорске запущен проект по обеспечению цифровизации услуг субъектов естественных монополий. Здесь главной задачей стала автоматизация процессов взаимодействия населения с предприятиями, оказывающими коммунальные услуги.
На сегодняшний день в проекте «iQala» участвуют предприятия «Усть-Каменогорские тепловые сети», «Өскемен Водоканал», «Өскемен-Тазалық» и «Өскеменспецкоммунтранс».
Через портал по городу оказываются 26 видов госуслуг физическим и юридическим лицам в сфере жилищно-коммунального хозяйства и телекоммуникаций. Облегчить доступ помогает единый интерфейс, благодаря которому сведены к минимуму бюрократические процедуры и временные затраты для граждан и предприятий.
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Ещё один проект, который реализуется Управлением цифровизации и архивов ВКО, направлен на интеграцию потоков исходных данных в единую платформу по 11 сферам деятельности – от безопасности до туризма: «Ситуационный центр акима Восточно-Казахстанской области».
Она напомнила, что в 2022 году в ВКО были проведены мероприятия по сбору процессов первичных данных. Было собрано воедино более 340 индикаторов, организовано 17 межсистемных интеграций, благодаря которым значительная часть данных сегодня поступает в систему автоматически.
При этом необходимость развития сети интеграции с межведомственными системами всё ещё существует. В целях проведения мониторинга и анализа в ближайшее время в Восточно-Казахстанской области планируется цифровизация бизнес-процессов трёх отраслевых управлений.
Один из них – мониторинг и прогноз паводковой ситуации. На базе Ситуационного центра разработан модуль для измерения уровня воды в водоёмах на специальных станциях, которые предназначены для осуществления контроля во время паводков и других чрезвычайных ситуаций. Как администратор платформы Департамент по чрезвычайным ситуациям ВКО постоянно вводит в модуль обновлённые данные. В настоящее время модуль находится на стадии тестирования, пополняется информацией.
ЕДИНЫЙ КОНТАКТ-ЦЕНТР
Для обеспечения населения более качественным обслуживанием в сфере оказания коммунальных услуг в ВКО работает Единый контакт-центр 109. В режиме 24/7 население может обращаться сюда по вопросам жизнеобеспечения и аварийных ситуаций не только по телефону 109, но и при помощи других современных средств коммуникаций – call-центров, чат-ботов, электронной почты
и даже социальных сетей, где ведётся постоянный мониторинг обращений граждан.
По её словам, с начала текущего года в службу 109 поступило около 21 тысячи звонков, которые были отработаны совместно с коммунальными службами.
ЕДИНАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
Примерно по такому же принципу работает и Единая дежурная диспетчерская служба 112, которая обеспечивает оперативное информационное взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб департамента по чрезвычайным ситуациям (тел. 101), департамента полиции (тел. 102) и станции скорой медицинской помощи (тел. 103), а также незамедлительное доведение поступившей информации до соответствующих служб.
По данным Управления цифровизации и архивов ВКО, за первое полугодие 2024 года в диспетчерскую службу поступило свыше 50 тысяч звонков, которые были направлены в дежурно-диспетчерские службы ДЧС, полиции или станции скорой медицинской помощи.
ОSKEMEN HUB
Одной из особенностей Восточного казахстана стало открытие регионального хаба Oskemen Hub, специально созданного для поддержки и развития IT-компаний, стартапов и технологий. Он включает в себя ряд ресурсов и услуг, которые помогают молодым IT-специалистам и профессионалам развивать свои идеи и проекты и играет важную роль в развитии технологической экосистемы региона, стимулируя инновации и способствуя экономическому росту.
Как отметила Гулназ Ахметова, с момента запуска регионального IT-хаба на его базе проведено более ста мероприятий в области информационно-коммуникационных технологий, в которые было вовлечено не менее четырёх тысяч слушателей со всех уголков Восточно-Казахстанской области.
По результатам работы регионального IT-хаба достигнуты соглашения с рядом компаний, способствующих развитию IT-сферы в Восточно-Казахстанской области.
Напомним, что на праздновании первой годовщины со дня открытия регионального хаба состоялась презентация 18 IT-стартапов. Мероприятие собрало 68 участников и гостей, готовых представить свои инновационные идеи и проекты. Отобранные стартапы Восточно-Казахстанской области станут участниками инкубационной программы «Startup Garage» от Astana Hub.
В рамках программы «She-commerce», запущенной совместно с USAID, Tashkent IT Park, Astana Hub и Oskemen Hub, обучаются 28 девушек из ВКО. На сегодняшний день завершился первый модуль обучения. Участницы погрузились в основы ведения социальных сетей и начали развивать навыки графического дизайна, в том числе создание логотипов для своих будущих стартапов (на фото).
Совместно с Astana hub в ВКО реализован проект «IT-AIEL», предоставляющий женщинам возможность бесплатного обучения цифровым навыкам и фрилансу, чтобы помочь им достичь финансовой стабильности. На текущий момент уже 29 женщин ВКО прошли подобные курсы.
ДОСТУПНЫЙ ИНТЕРНЕТ
Чтобы сделать доступными цифровые платформы, необходимо обеспечить широкополосный доступ к интернету для населения.
По информации Управления цифровизации и архивов ВКО, на сегодняшний день 95,5% населения, или 698 тысяч человек, обеспечены мобильным интернетом. Сеть доступна жителям 192 населённых пунктов из 363, расположенных на территории ВКО.
Как отметили в управлении, с начала 2024 года к Глобальной сети подключено 20 населённых пунктов области с численностью населения 4 695 человек. Ещё 171 село планируется поэтапно обеспечить мобильным интернетом в рамках утверждённой дорожной карты.
Напомним, в соответствии с поручением Главы государства 27 октября 2023 года Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждён Национальный проект в области связи «Доступный интернет», в рамках реализации которого проводятся мероприятия по обеспечению качественным широкополосным интернетом городов, сёл, автодорог.
Одним из важных этапов развития проводной телекоммуникационной инфраструктуры является подведение операторами связи разветвлённой системы волоконно-оптических линий до 205 сельских населённых пунктов, где имеются государственные учреждения.
В 2024 году запланировано подключение 52 населённых пунктов, в 2025 году – 62, в 2026 году – 61 и в 2027 году – 30 оставшихся сёл области.
Вместе с тем определены дороги областного значения по 33 направлениям с учётом протяжённости и интенсивности движения. Начато подключение спутниковых группировок Starlink к 170 общеобразовательным школам ВКО с контингентом более 18 тысяч детей. На сегодняшний день установлены 146 комплектов и активированы 144 из 170 комплектов спутникового интернета «Starlink». Четыре школы сняты с установки по причине подведения к ним волоконно-оптической линии связи.
Гулназ Ахметова уточнила, что во время подключения школ области к системе Starlink была выявлена проблема активации сервис-комплектов в 20 школах, которые находятся в непосредственной близости к границам Российской Федерации и Китайской Народной Республики – на расстоянии до 30 километров.
На данный момент в этих школах установка системы приостановлена.
Екатерина Гуляева
Фото: Оskemen hub