Абай о правах женщин, коррупции и нравственности
Фото: gov.kz
Абай в свое время поднимал вопросы прав женщин и обращал внимание на их свободу. Это можно увидеть в его стихотворении «Бір сұлу қыз тұрыпты хан қолында» («У хана жила прекрасная девушка»). Его глубоко волновали вопросы, связанные с браком, в частности, равенство мужчины и женщины. Абай предлагал узаконить лучшие стороны древних брачных традиций. Он подчеркивал, что при рассмотрении правовых дел права женщин не должны ущемляться.
Даже сегодня, хотя и не в рамках закона, можно встретить случаи, когда женщины выходят замуж за младшего или старшего брата покойного мужа в рамках обычая әмеңгерлік (амангератство). Однако в казахском обществе этот вопрос уже урегулирован законодательно. Например, в статье 51 Карамолинского Устава говорится: «Если вдова бездетного мужа не выходит замуж, она имеет право на имущество. Если она выйдет замуж, ей достается одна восьмая часть, а если у нее есть дети – одна шестая часть». Анализируя эту статью, можно увидеть юридический статус амангератства. Мы считаем, что узаконивание некоторых традиций могло бы помочь избежать негативных ситуаций, происходящих в нашем обществе.
Анализируя творчество Абая, можно заметить, что мыслитель размышлял не только о преступлениях, но и о законах и наказаниях. Он подчеркивал, что справедливый суд должен основываться на доказательствах, и что человека следует наказывать только в случае доказанной вины. Абай выступал против таких правонарушений, как кража скота, избиение, насилие, оскорбления и другие противоправные действия, считая, что с ними необходимо бороться. Он стремился разъяснить разницу между правомерными и противоправными действиями, чтобы предотвратить их. Его размышления свидетельствуют о том, что уголовное законодательство того времени начало двигаться в сторону гуманизации, соответствующей требованиям светского общества, где уголовное наказание является одной из важнейших мер государственного принуждения.
В современном обществе, в котором мы живем, остро стоит проблема насилия, включая и бытовое. Это вызывает беспокойство как у народа, так и у государства. Количество обращений в кризисные центры за помощью не уменьшается, а только растет. По результатам опросов, 30% пострадавших от бытового насилия составляют женщины и дети. Вопрос, который поднимается сегодня, существовал и во времена Абая. Он видел это, испытывал боль и выражал протест через свои произведения. Абай, наблюдая негативные последствия колониальной политики России, призывал казахский народ к образованию и науке. Он подчеркивал, что образованный, просвещенный человек способен видеть темные стороны власти и противостоять им.
Изучая творчество Абая, можно увидеть, что он стремился к экономическому развитию страны. Это подтверждается тем, что в его стихах встречаются такие понятия, как цивилизация, культура, право, образование, наука и другие. Абай мечтал, чтобы казахский народ жил на уровне развитых государств. Он считал, что казахскую страну должны воспринимать как равную другие государства. Мыслитель утверждал, что только в обществе, где права всех граждан равны, люди могут жить без опасений и тревог.
Коррупция и ее влияние на общество: взгляд Абая
Проблема коррупции сегодня охватывает все сферы общественных отношений. Государство определило пути борьбы с этим явлением, создало специальные органы, приняло нормативно-правовые акты и реализует мероприятия разного уровня для контроля соблюдения принципов честности. Абай в своих словах: «Сначала уповай на Бога, затем полагайся на свою силу, и если твой труд будет честным, то и земля не оставит тебя без награды» подчеркивал важность понятия «честного труда», который означает честность и справедливость. Он также затрагивал проблему утраты человеческих качеств, осуждал лесть и кумовство, указывал на то, что подкуп чиновников для получения власти препятствует развитию страны и представляет угрозу. Абай переживал за будущее народа, отмечая, что бедные слои общества часто оказываются беспомощными перед несправедливостью, инициируемой богатыми.
Понятие «стыд» как высшая ценность
Стыд — одна из важнейших человеческих ценностей. Абай описывал это чувство так: «Стыд — это внутреннее осознание своей человеческой природы и своих поступков, которые человек сам осуждает. В этот момент слова не приходят на ум, мысли не возникают, слезы текут сами по себе, и человек превращается в ничтожное существо. Глаза не смеют смотреть даже на лица людей, все вокруг кажется невыносимым. Если после такого чувства человек, которому ты причинил вред, не прощает тебя, или кто-то еще усугубляет твое страдание, обрушивая обвинения, то и в нем нет человечности». Абай с горечью замечал: «Люди, которых я встречаю в наши дни, не только не стыдятся, но даже не краснеют».
Стыд остается вечной ценностью, независимо от времени. В современном обществе мы сталкиваемся с молодежью, которая переступает через чувство стыда, совершая недостойные поступки. Это проявляется в неподобающих публикациях и видеороликах в социальных сетях, отсутствии уважения к старшим, аморальном поведении в общественных местах и других примерах. Утрата прекрасных традиций предков вызывает беспокойство. Воспитание молодежи с привитием тех ценностей, к которым стремился Абай, — задача старшего поколения. Вместе с этим важно помнить, что каждый человек должен заниматься самовоспитанием. Возможно, стоит рассмотреть внедрение понятия «стыда» в правовую сферу для укрепления моральных устоев общества.
Абай и воспитание нравственности
Государство активно пропагандирует творчество Абая: в учебных заведениях преподается курс «Мир Абая», работают исследовательские центры «Абайтану». Включение ценностей, за которые ратовал Абай, в воспитание молодежи способствует избавлению от негативных явлений. В вопросе нравственного воспитания Абай уделял большое внимание знаниям и науке. Он считал, что ребенок с раннего возраста должен стремиться к образованию, а воспитание в семье имеет ключевое значение. Семья должна стать основой нравственного воспитания, а дальнейшее формирование честного и справедливого человека — задача общества. Учебные заведения играют важную роль в этом процессе.
Систематическое изучение произведений Абая ускоряет решение таких вопросов. Однако результаты опросов показывают, что идеи Абая о праве и нравственности еще недостаточно популяризованы. Одной из главных задач духовного обновления является формирование интеллигентного и просвещенного общества, способного понимать современность и будущее. Современная концепция интеллектуальной нации, о которой говорят гуманитарные науки, берет начало в идеях Абая. Он утверждал, что самосознание и постоянное развитие человека и нации через науку, искусство и труд являются признаками зрелости.
В заключение, «внедрение трудов Абая в сознание молодого поколения и превращение их в жизненный ориентир — один из важнейших шагов на пути возрождения нации». Как указано в программе «Рухани жаңғыру», наше мировоззрение и образ жизни должны соответствовать требованиям времени. Это подразумевает переосмысление традиционных ценностей и их адаптацию к современным реалиям.
Преодоление правового нигилизма: взгляд Абая
На сегодняшний день необходимо преодолеть правовой нигилизм (отрицание права), искоренить удивление общества перед беззаконием и воспитывать уважение к закону, прививать чувство ответственности. Это означает недопустимость коррупции, пренебрежения законами и халатного отношения к ним, а также осознание того, что подобные явления противоречат правовой системе. Политические и правовые взгляды Абая ценны не только в контексте его времени, но и своей актуальностью для решения острых проблем современности.
Мы считаем, что изучение, анализ и обсуждение «Слов назидания» и стихотворений Абая, а также применение их в предотвращении текущих негативных явлений — это долг каждого гражданина Казахстана. Исследование правовых аспектов творчества Абая и их использование в практике имеют важное значение.
Сегодня идеи Абая вызывают интерес даже у иностранцев, которые находят в них вдохновение для применения в своей жизни и общественных отношениях. В таких городах, как Прага (Чехия), Минск (Беларусь) и Абу-Даби (ОАЭ), открыты центры Абая. Было обнаружено, что в этих центрах хранятся произведения Абая, которых нет в Казахстане. Через творчество Абая наша страна демонстрирует миру свою национальную идентичность.
Абай оставил неизгладимый след не только для казахского народа, но и для всего мира. Поэтому сегодня, как говорил Абай, «Нужно говорить, размышляя с умом».
Газизова Назигуль
Кандидат педагогических наук,
Член-корреспондент Академии педагогических наук РК