В сентябре в Казахстане начнется новый политический сезон. Традиционно его открывает Послание Президента. Дата Послания в этом году пока неизвестна. В последние два года Касым-Жомарт Токаев обращался к народу 1 сентября, передает корреспондент Altainews.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
Директор института Евразийской интеграции Азамат Байгалиев считает, что нет ни одного более или менее значимого госоргана, которого бы не касались содержащиеся в Послании поручения.
Когда мы говорим о реализации Послания, то должны понимать, что это – самый контролируемый с точки зрения исполнительской дисциплины документ. Все правительственные субъекты отчитываются по нему буквально в режиме 24/7 в вышестоящие и проверяющие инстанции. Именно по эффективности исполнения Послания определяется профессионализм каждого руководителя, ведомства и всего госаппарата. Это не прихоть иерархической системы, а особенность самого формата казахстанского Послания, в котором все поручения имеют конкретику, целевые показатели и индикаторы их достижений, – отметил политолог.
По словам директора института Евразийской интеграции, контроль за реализацией поручений Главы государства систематизирован и постоянно анализируется на самом высоком уровне.
В оценке степени реализации Послания не стоит попадать во «временную ловушку»: большинство задач, поставленных Президентом, рассчитаны не на один календарный год. Это средне- или долгосрочные проекты. К примеру, задача по расширению площади геолого-геофизической изученности до 2,2 миллиона квадратных километров стоит до 2026 года. Примерно такой же срок увеличения доли переработанной продукции в агропромышленном комплексе до 70 процентов. Снижения ключевых показателей энергоэффективности и энергоемкости на 15 процентов необходимо добиться до 2029 года. Для введения дополнительных энергетических мощностей на 1,4 гигаватт, а также строительства и реконструкции водохранилищ, открытия железнодорожной линии Бахты – Аягоз определен срок до 2027 года, – пояснил он.
Как отметил Азамат Байгалиев, все эти проекты находятся в активной стадии реализации. При этом у них есть промежуточные точки, по которым можно оценивать темпы исполнения.
Все, что не требует масштабного строительства, весьма оперативно направляется в дело. Появляются новые школы и сельские медицинские центры, идет приватизация непрофильных активов «Самрук-Казына», повышается налогооблагаемая база. Ощутима работа по возврату незаконно вывезенных активов и привлечению новых инвестиций. Максимально ужесточены меры по защите женщин и детей от бытового и любого другого насилия. Это не говорит о том, что подобных гнусных преступлений в одночасье станет меньше – скорее, наоборот, мы можем наблюдать повышение количества обращений в правоохранительные органы на этот счет, – подчеркнул политолог.
Эти процессы свидетельствуют о том, что общество стало гораздо более нетерпимее к подобного рода преступлениям и готово поддерживать государство в борьбе с бытовыми преступниками, отметил он.
Что касается предстоящего Послания, то пора отходить от ожидания каких-то сенсаций или громких заявлений. Формат современного Послания – это набор прагматичных поручений и инструментов, которые будут обеспечивать дальнейшее движение государственной политики, экономики и социальной сферы вперед, – сказал Байгалиев.
Казахстанский политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов подчеркнул, что Президент озвучил ряд важных инициатив, однако не все поручения были реализованы как положено.
Например, было очень важное заявление по воде, чтобы заняться проблемой воды, в том числе питьевой. Актуально для Казахстана, однако в работе Правительства этого замечено не было. Важное заявление было и по энергетике. Президент подчеркнул, что надо менять ситуацию, учитывая, что у нас в последние годы участились аварии. Но незаметно, что что-то поменялось, – поделился мнением политолог.
Развитие экономики
По словам Каражанова, одна из главных задач, которую Президент поставил перед Правительством, – удвоить валовой внутренний продукт (ВВП), доведя его до 450 миллиардов долларов к 2029 году. Как отметил политолог, по данному вопросу складывается очень серьезная ситуация, и Правительству необходимо решать задачу более радикально, действуя смелее.
По сути, самый большой известный тезис – это диверсификация экономики. Отказ от сырьевых экспортов, наращивание собственного производства в Казахстане, хотя бы обеспечить внутренний рынок производимой внутри страны продукцией – это уже плюс. Но по факту мы видим, что на протяжении последних нескольких лет не наблюдалось разительных изменений. В текущий момент и за год, я думаю, точно ничего сверхрадикального не произошло. Единственное, что за год нужно было успеть сделать, – это поменять правовую базу, которая, скажем, будет стимулировать приток инвестиций. Не в сырьевой сектор, а именно в реальный сектор экономики. Честно скажем: особо и не было этого замечено. Обычно такие моменты бросаются в глаза: не тем, что приезжают какие-то иностранные инвесторы, а тем, что идет взрывной, стремительный рост развития местного бизнеса. Он обычно пользуется преимуществами, благами, которые дает Правительство, потом уже где-то инвесторы начинают приезжать, присматриваться – это тоже работа, – заявил он.
Военная техника
В своей прошлогодней речи Президент поручил обеспечить армию бронетехникой и беспилотниками. Учитывая сложную геополитическую ситуацию во всем мире, для Казахстана будет весьма проблематично завозить военную продукцию, считает эксперт.
Судя по всему, военные предприятия настолько загружены, и я даже не уверен, что они способны удовлетворить все потребности, хотя бы большую часть потребностей казахстанской армии в вооружении. Так что эта проблема остается, – считает политолог.
Реконструкция автодорог
Президент также поручил решить проблему плохих дорог до 2029 года. Сегодня эта проблема так или иначе продолжает существовать в Казахстане.
Ремонтные работы действительно ведутся, и в некоторых местах они уже завершены. Однако есть участки, которые еще находятся в процессе ремонта. Например, несколько лет назад я ехал в Шымкент по плохой дороге, на которой шел ремонт. Недавно один мой знакомый вернулся из Шымкента и отметил, что добрался довольно быстро. Ситуация схожая и на севере Казахстана, где дороги оставляют желать лучшего, но активно ведется ремонт, – пояснил эксперт.
Кроме автомобильных дорог, предпринимаются определенные усилия по расширению пропускной способности железных дорог.
Сейчас в Казахстане идет строительство новой ветки, которая пройдет через центральную часть страны, минуя южные регионы. Это позволит контейнерным поездам, следующим из Китая, напрямую двигаться в сторону западных регионов и Каспийского моря, а затем в Азербайджан. Завершить этот проект в короткие сроки, учитывая протяженность в 4 тысячи километров, маловероятно. Скорее всего, результаты станут заметны примерно через год, – отметил он.
Превратить Казахстан в IT-страну
В Послании Президент также поставил важную задачу превратить Казахстан в IT-страну.
Разработка программных приложений считается одним из показателей развитых стран. Казахстан имеет опыт в этой сфере, и цифровизация у нас продвигается не так уж и плохо. Честно говоря, по цифровизации Казахстан далеко не последняя страна. В республике развивается IT-сфера. Проблема в том, что ее объем и значимость в экономике пока невелики. Однако у нас есть потенциал для роста, особенно после потока программистов из России в 2022 году есть возможность развивать IT-сектор, – сказал Замир Каражанов.
По словам политолога, успех в этой сфере зависит не только от финансов. Ключевую роль играет инфраструктура: подготовка кадров, создание подходящей среды.
Примером может служить Кремниевая долина в США, где сосредоточены банки и финансовые учреждения, ориентированные на стартапы и IT-сферу. Чем отличается Кремниевая долина от Казахстана? Там бизнес и инфраструктура полностью настроены на обслуживание и поддержку таких инновационных проектов. В Казахстане пока нет такой инфраструктуры. Часто мы видим небольшие группы программистов, работающих над проектами, которые сложно продвигать на международной арене. Это говорит о наличии проблем и противоречий. Если эти проблемы решить, развитие будет идти быстрее и легче, – добавил эксперт.
Переработка сельскохозяйственной продукции
Президент также заявил, что Казахстан должен стать одним из ведущих агроцентров Евразийского континента. По большому счету для этого нам нужно прекращать практику импорта, считает политолог.
Импортные товары вносят свою лепту в инфляцию, которая присутствует в мире, а учитывая текущую глобальную ситуацию, мы сталкиваемся с проблемами, которые затрагивают логистические цепочки. Сложности возникают не только у нас, но и во всем мире. Конфликтные территории и регионы усложняют процессы доставки товаров, и сейчас даже поставляют товары через Африку, чтобы попасть в Европу и Азию. Эта проблема действительно актуальна, – отметил он.
Реформы и госаппарат
Как подчеркнул политолог, в первую очередь Правительство выполняло те поручения, которые реализовать достаточно просто и быстро. В частности, речь идет о повышении зарплат бюджетникам и увеличении пенсий.
Все, что касается административной части – там действительно нет никаких сложностей и проблем, как это реализовать. Вопрос только в контролировании расходования средств. Формирование бюджета предполагает формирование направлений, которые необходимо финансировать. Президент говорил о том, чтобы предоставить районным акимам право самостоятельно формировать бюджет. Возникает вопрос: кто будет решать, где эти приоритетные направления – аким или, как мне кажется, этим должно заниматься все-таки местное сообщество. Тут, конечно, не все так просто. Взять и передать эти функции – несложно. А добиться эффективности, результативности, отдачи от этого бюджета для населения – это уже проблема, – пояснил специалист.
Также политолог оценил работу госаппарата. По мнению Замира Каражанова, сам Президент сигнализирует о проблемах в работе Правительства.
Президент начал говорить о том, что у нас чиновники неинициативные, боятся брать на себя ответственность. Это тоже проблема госаппарата. Простые решения госаппарат, конечно, выполняет, а вот что-то посложнее, реализация каких-то проектов, программ – здесь уже возникают проблемы. Это указывает на необходимость реформирования госслужбы и сокращения раздутого госаппарата. По поводу сокращения неоднократно ставился вопрос, но проблема особо не решалась. Примеры развитых стран показывают, что эффективное Правительство может состоять из небольшого числа человек, но в Казахстане ситуация иная, и реформа госслужбы остается актуальной. У нас, если собрать весь госаппарат, то он не поместится в зал. Этот вопрос просто упирается в реформу госслужбы, – поделился эксперт.
В результате многие правительственные программы не могли быть реализованы из-за неэффективности госаппарата, который остается сильно бюрократизированным и закостенелым. Ожидать же значительных улучшений без изменений в структуре и функционировании госаппарата невозможно, добавил он.