Можно ли снизить цену угля для граждан? Мнение депутата
Изображение сгенерировано ИИ
К нам в редакцию нередко обращаются с различными вопросами - за комментариями, уточнениями, а то и с жалобами, передает корреспондент Аltainews.kz.
С наступлением отопительного сезона, помимо вполне резонных вопросов о надежности теплоснабжения, люди рассказывают о достаточно высоких ценах на уголь для потребителей, особенно в отдаленных населенных пунктах.
Нередко они подозревают угольных трейдеров в обвешивании - отгружают меньше, чем люди оплатили.
Проблема контроля цен на уголь для конечного потребителя не нова и не теряет актуальности. Этот вопрос выносился и на республиканский уровень. В начале этого года (31 января 2024 г.) депутаты Парламента РК публично ставили этот вопрос перед Правительством и Высшей аудиторской палатой.
В частности, в совместном депутатском запросе задавались такие вопросы, цитируем: «Почему уголь на пути от производителя до конечного потребителя дорожает аж в три раза?! Особенно сложно в отопительный сезон сладить с такой ценой сельским жителям отдаленных районов страны», конец цитаты.
Наша редакция попыталась разобраться в особенностях и нюансах обеспечения граждан углем. Журналисты направились за справками и комментариями в различные инстанции, и вот что удалось выяснить.
- Было проконтролировано?
- Ответ у нас был министерства торговли, министерства промышленности, что эти вопросы будут на контроле.
По словам депутата Калыкова, к слову – дипломированного горного инженера, начинавшего свой трудовой путь подземным горнорабочим на шахте имени Ленина в Шахтинске Карагандинской области, суть запроса была в том, чтобы расследовалась вся цепочка, от производителя, от добытчика угля, до всех тупиков, и в дальнейшем до конечного потребителя.
Итак, минул почти год. Что мы имеем?
Согласно официальной информации для борьбы со спекулянтами-перекупщиками, торговля углем в Республике Казахстан выводится в публичное поле – на биржу.
Как заявлял в августе на брифинге в Астане заместитель председателя Комитета промышленности Министерства промышленности и строительства РК Турар Жолмагамбетов: «Раньше от разреза через 7-8 посредников доходил уголь до прямого потребителя и рост цен был достаточно большой. Мы постепенно выводим продажу угля на биржу. Начинали с 10%, сейчас 50%. Чтобы допускать туда непосредственно региональных угольных операторов без посредников».
Другой момент – планирование обеспечения углем экономики и граждан. К примеру, как мы сообщали ранее, с наступлением отопительного сезона в Восточно-Казахстанской области поставка угля для населения и теплоисточников идет по утвержденному совместно с АО «Каражыра» и НК КТЖ графику. Реализация осуществляется 22 региональными операторами.
То есть, необходимые для отопительного сезона объемы угля, а также подвижной состав железных дорог централизовано резервируются, все под государственным надзором и контролем, от производителя и вплоть до тупика, что позволяет планировать и прогнозировать цены по всей этой цепочке.
Сегодня, спустя почти год после упомянутого выше депутатского запроса, и через 3 месяца после обещаний Правительства, стоимость угля на местах реализации в ВКО составляет от 15 800 и до 22 000 тенге за тонну, то есть, все вроде бы держится в анонсированных правительством пределах.
Однако, мониторинг цен от железнодорожных тупиков до потребителей, скажем, к примеру, по Тарабагатайскому району (как сообщают наши читатели), показывает другое. Цена тонны угля там уже варьируется от 28 до 30 тысяч тенге.
Другой пример – по нашей информации, в Аксуате Абайской области, то есть в регионе добычи угля «Каражыра», цена для конечного потребителя может доходить уже до 32 тысяч тенге за тонну.
Принято считать, что причиной такой высокой ценовой планки является добавление к сумме еще и объективно необходимых услуг автомобильной доставки, которая чем дальше расстояние, тем дороже.
Однако, хрен редьки не слаще. При ценах тонны угля в 30 тысяч тенге, или выше, и при официально определенной по стране минимальной заработной плате в 85 тысяч тенге, или среднем размере совокупной пенсии 132 110 тенге, такие цены на уголь для некоторых категорий казахстанцев, особенно из небогатых, многодетных семей, для пенсионеров и других граждан социально-уязвимых слоев могут оказаться неподъемными.
Как помочь таким категориям граждан?
Первый вариант - это жесткий государственный контроль над обеспечением граждан топливом. Но, как уже сказано, от разреза до тупика этот контроль уже вроде выстроен. Правда, остаются еще перекупщики и трейдеры на тупиках и в населенных пунктах, плюс владельцы грузовиков, которые зарабатывают на доставке, и если за прокладками как-то присматривают, то водители работают в рыночных условиях: – если им не будет выгоды возить, то уголь будет оставаться в тупиках.
Второй вариант – субсидирование. И он тоже подразумевает помощь от государства.
Кстати, пару дней назад Сенат Парламента Казахстана завернул одобренный ранее Мажилисом проект на 2025–2027 годы, предложив доработать некоторые моменты. По словам депутатов, и согласно публичной информации, этот проект бюджета можно уверенно и смело называть «социальным».
Можно только радоваться тому, что государство заботится о гражданах, выполняет свои обещания, поддерживает своих граждан С другой стороны, на экономическое развитие, науку, рост ВВП, на оборонку и на другие важные направления жизни страны остается лишь 62 процента.
Но, вернемся в ВКО. Сегодня в Усть-Каменогорске отпускная цена угля составляет 15 800 тенге за тонну, социальный уголь доступен по цене 15 300 тенге. Разница не велика, но она оплачивается из бюджета.
И на бюджет же ложится дополнительная нагрузка, если будет принято решение о дополнительном субсидировании.
Что для этого нужно?
Пока такие инициативы еще не прозвучали. Но впереди - долгая зима, которая покажет, насколько останется востребован уголь по нынешним ценам.
Андрей Дудник