Кадровый вакуум: предложений по работе в ВКО стало втрое меньше

Фото: Жибек Нурахмет
Март 2025 года ознаменовался резким снижением деловой активности на рынке труда Восточного Казахстана. Согласно данным Электронной биржи труда Enbek.kz регион имеет самый высокий показатель снижения числа размещенных вакансий по стране, передает корреспондент Altainews.kz со ссылкой на Министерство труда и социальной защиты населения РК.
Отметим, что в принципе наблюдается общий фон снижения по республике (число вакансии сократилось на 34%, резюме – на 28%), но Восточный Казахстан выделяется особенно резким спадом – количество размещенных вакансий в регионе сократилось на внушительные 65% (с 12,9 до 4,5 тысяч предложений). Не смотря на это, активность соискателей в ВКО держится на уровне – снижение числа резюме составило менее 15%. Это может говорить о сохраняющемся интересе к трудоустройству, но в то же время – и остром дефиците предложений.
Анализируя статистические данные ЭБТ, можно отметить, что в стране сохраняется структурный дисбаланс: на квалифицированных специалистов приходится 37% вакансий, но только 32% резюме. Зато рынок перенасыщен неквалифицированной рабочей силой – на них приходится лишь 14% вакансий, но целых 28% резюме. К примеру, в Восточном промышленные предприятия региона все чаще нуждаются в инженерных кадрах, IT-специалистах и техниках, которых просто нет в нужном количестве.
Среди наиболее востребованных профессий по итогам марта в Казахстане значатся PR-менеджеры, медицинские сестры/братья и санитары, а также водители автобусов, мерчендайзеры и продавцы-консультанты.
Больше всего работодатели готовы платить квалифицированным рабочим кадрам, например: главным строителям (ЗП – в среднем от 709 тысяч), мастерам по ремонту скважин (700 тысяч) и инженерам по бурению (от 597 тысяч).
В то же время соискатели заявляют о гораздо более высоких ожиданиях: механики по промышленному оборудованию – от 1,6 млн. тенге, научные сотрудники в IT – 1,4 млн., руководители проектов – 1,3 млн.
Специалисты в сфере HR отмечают, что текущее снижение может быть временным, связанным с окончанием крупных инфраструктурных проектов в области или внутренними трансформациями в крупных компаниях. Однако если ситуация затянется, это станет фактором социальной напряженности и оттока трудовых ресурсов в более динамичные регионы.