Трагедия, унесшая жизни больше 100 казахстанцев. Буран 1995 года глазами очевидцев
Фото: Тengrinews.kz
На прошлой неделе по Астане и области прошел буран с сильным порывистым ветром. Некоторые коренные жители в эти дни вспоминали трагедию 1995 года.
Тогда в ясный, теплый (по меркам местной зимы) день 23 декабря внезапно стало темно из-за порывистого ветра и плотных снежных осадков, передает Аltaynews.kz со ссылкой на Тengrinews.kz.
Буран застал врасплох рыбаков, а также людей, ехавших в это время на автобусах и машинах по областным трассам. Люди покидали заглохший на дороге транспорт и в нулевой видимости надеялись добраться до ближайшего населенного пункта. Многие так и не дошли. В тот день в области погибло больше 100 человек. Все они замерзли насмерть. Кого-то находили в степи, кто-то так и не дождался помощи, находясь в автомобиле. Корреспондент Tengrinews.kz изучил архивные материалы, а также собрал воспоминания местных жителей о том злополучном дне.
События того дня достаточно подробно описаны в номере 52 газеты «Инфо-Цес» за 1995 год. В ней приведены слова командира батальона дорожно-патрульной службы отдела ГАИ областного УВД Владимира Козака.
За день до бури по области прошло штормовое предупреждение. С утра 23 декабря инспекторы дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах на выезде из города предупреждали водителей об ухудшении погоды. Однако то была суббота. Рыбаки после рабочей недели направлялись к водоемам, чтобы порыбачить и отдохнуть от городской суеты. Свадебные кортежи ехали на природу и в соседние деревни. Кто-то отправился по делам. Кого-то пригласили в гости родственники. В общем, движение было оживленное. И несмотря на предупреждения, многие просто недооценили надвигающуюся опасность. Ведь сильный ветер в этих краях не редкость.
В дальнейшем сообщений об ухудшении погоды становилось все больше. В какой-то момент небо затянули тучи, поднялся сильный ветер и начался буран. Настолько сильный, что за час видимость в городе и на трассах стала почти нулевой. Машины и автобусы глохли в дороге. Другие просто съезжали на обочину, так как продолжать движение было опасно.
Сотрудники правоохранительных органов искали тягачи, большегрузные автомобили и вездеходы. Звонили в автопарки и троллейбусные депо, воинскую часть. Общими усилиями удалось спасти много людей. Тех, кто покидали свои автомобили и шли пешком вдоль дороги, подбирали и с сильными обморожениями увозили в ближайшие населенные пункты и больницы. Кто-то не рисковал и ждал помощи, находясь в заглохших машинах. Ветром срывало крыши с домов и обрывало провода. Некоторые улицы Акмолы (так называлась Астана с 1992 по 1998 год) и населенные пункты в Акмолинской области на несколько дней остались без света.
Вот несколько воспоминаний жителей столицы и области о том дне. Воспоминаниями они поделились под одним из постов в группе «Целиноград и целиноградцы» в Facebook. Эти истории как нельзя лучше описывают происходившее, так сказать, от первого лица.
На следующий день возвращались, на всех стоянках вдоль трассы стояли замерзшие машины. Несколько машин лежало в кювете. На одной из стоянок нас остановили, мы с буксира завели «Жигули». Подобрали двоих водителей, которые гнали ЗИЛ-коротыш в Павлодар. Бросили машину, доехали с нами до гостиницы «Турист», мечтали о горячей ванне. Один из них был без шапки, говорил, что только купил на базаре, унесло ветром. Страшный день, - пишет один из пользователей социальной сети Facebook Жанбулат Нуркишев.
Жгли паяльные лампы, окна позатыкали чехлами. Был жуткий ветер, резко наступил мороз и буран. Видимости не было совсем. Около 2 часов ночи нас, человек 15-20, забрала машина ЧС, довезла до автогаража в Малиновке. Утром было ясно, мороз градусов под 30 или 40. Ехал на такси в город, по дороге машин очень много осталось. Некоторые замерзали в машинах семьями. Были и мародеры, которые обчищали брошенные машины, сволочи снимали навесное, аккумуляторы. В те дни говорили о 62 или 67 погибших на дороге по республике. Этот день я запомнил на всю жизнь, - вспоминает другой пользователь Facebook с ником Рашид Баубеков.
В ту ночь они не вернулись в дом к деду. Мы с дедом не теряли надежды и ждали их всю ночь и часть следующего дня. Они вернулись в чужой одежде, с обморожениями рук, ног, лица. Им очень сильно повезло. К-700 также застрял по дороге, и они, связавшись веревкой, ночью, в буране шли, руководствуясь лишь интуицией и удачей. Обрести спасение им помог случай. Отец споткнулся, задев ногой фрагмент заброшенного колодца, который сумел опознать и сориентироваться на местности, что позволило им найти практически заметенный по крышу дом. Там они и заночевали у людей, ожидая завершения бурана. С тех пор с семьей шутим, что если начался буран, значит, пора в путь, - пишет пользователь Facebook с ником Vitaliy Romanyuk.
Как я ненавидела эти зимы - ветра, снегопады. В Ерейментау, помню, крыши домов под снегом провалились, люди туннели вырубали, мы снежные переходы каждую зиму на станции откапывали, поезда полностью заносило. Пальцы, щеки, нос - все обморожено. Но это мелочи по сравнению с унесенными человеческими жизнями, - пишет в соцсети Инга Буркова.
К слову, о мародерстве. По словам Владимира Козака, оно действительно имело место. На дорогах были сотни оставленных людьми машин. Преступники, другими словами их не назовешь, обворовывали машины даже во время самой бури.
Согласно данным на четверг 28 декабря 1995 года, по области было обнаружено 57 трупов с диагнозом «переохлаждение организма». В дальнейшем эта цифра только росла. Из-за бури в итоге погибло больше 100 человек. Кого-то находили спустя недели. Некоторых удалось обнаружить лишь весной, когда растаял снег.
Удивительно, что по сей день некоторые водители в непогоду, рискуя жизнью, выезжают на трассы.