Ученый-абаевед из ВКО Бауыржан Аманкелдіұлы: научные концепции и ключевые проблемы, связанные с понятием «Школа Абая»
Фото: gov.kz
Речь идет о понятии «поэтическая школа Абая». Отмечается, что понятие «школа Абая» рассматривается в двух смыслах, передает корреспондент Аltainews.kz.
Во-первых, в широком смысле: подавляющее большинство представителей казахской поэзии, творивших после Абая, следовали его литературным традициям, являясь, таким образом, его учениками в сфере поэзии.
Во-вторых, в узком и конкретном смысле: это относится к поэтам, которые находились в повседневном общении с Абаем, лично учились у него и получили его наставления.
Основной причиной споров вокруг концепции «поэтической школы Абая» в 1950-х годах, несмотря на их политическую подоплеку, стало отсутствие четких границ в подходах к трактовке этого понятия. Более точно, границы между широким и узким подходами не были соблюдены, что вызвало смешение взглядов. Кроме того, важно отметить, что споры также были связаны с попыткой применить понятие «поэтическая школа», характерное для западной и русской литератур, к окружению Абая и его поэтам-ученикам.
В литературоведении понятие «литературная школа» часто рассматривается в общем смысле, охватывая такие категории, как направления, течения, организации, группы и объединения. Так, русский исследователь В. И. Кулешов рассматривает термины «направление», «течение» и «школа» как взаимозаменяемые. Иногда их употребляют в рамках одного понятия или как синонимы. Л. Тимофеев и С. Тураев отмечают: «Мы говорим о художественных методах как о наиболее общем понятии, о направлениях и течениях как о его различных историко-литературных проявлениях, а о школах и группах – как о наиболее частных его формах».
Сбор Абая учеников вокруг себя по своей природе ближе к литературным кружкам и объединениям. Литературные кружки определяются как «творческие объединения литераторов на основе единства взглядов, интересов и направлений творчества, включая литературные салоны и вечера». Однако для литературы времен Абая, которая все еще оставалась устной, трудно однозначно утверждать, что вокруг поэта сложилось определенное направление. Как отметил М. Ауэзов: «Конечно, если бы казахская литература того времени была представлена в печатных изданиях и нашла своих читателей, поэты, вышедшие из круга Абая, могли бы демонстрировать яркое литературное течение, продолжая традиции Абая».
Если обратиться к мировой литературе, то можно увидеть, что с давних времен существовали различные литературные кружки, объединения и салоны-клубы, близкие по сути к понятию литературной школы. Наша цель - не давать определения всем этим явлениям, но остановиться на некоторых из них все же стоит. Например, в древней Индии уже существовала поэтическая школа санскритского литератора Ашвагхоши, что указывает на глубокую историю этого феномена. В XI веке в азербайджанской литературе существовала школа Ширвани, а в XIII веке в Италии одной из первых поэтических школ была «Сицилийская школа», возглавляемая Джакомо да Лентини. Во Франции XVI века значительный переворот в литературе совершила поэтическая школа Жана Дора (1508–1588) под названием «Плеяда». В XVIII веке можно отметить школу «Испанских классиков», возникшую на стыке литературы и театра. Среди других примеров — «Геттингенская роща» в Германии, «Озерная школа» в Англии, российское литературное общество «Арзамас», литературно-политический кружок «Зеленая лампа», а также французская группа поэтов «Парнас». Каждая школа или объединение имела свою цель и направление, возникая под влиянием различных обстоятельств, выполняя свои задачи. Одни просуществовали долго, другие распались из-за отсутствия поддержки общества, народа или по иным причинам.
Если говорить о конкретных отношениях между наставником и учеником, то подобные явления существовали в казахской литературе, как и в истории общетюркской литературы, задолго до Абая. Например, у мыслителей, таких как Аль-Фараби, были ученики, объединенные вокруг них.
Ахмет Яссауи воспевал в своих произведениях своего наставника Арыстан-баб, а позже собственная суфийская школа Яссауи привлекла к нему множество учеников. В более поздней литературе наставником Жамбыла был Сүйінбай, а наставником поэта Ақмолла стал башкирский ученый Маржани. Не каждый поэт находился рядом со своим наставником постоянно, но учился у предшественников и перенимал их опыт.
На становление Абая как поэта огромное влияние оказало его окружение. Первые уроки народной поэзии он получил от таких акинов, как Байкокше в своем ауле, Дулат из соседнего рода Сыбан и Шөже из Каркаралы. Слова мудрости он впитывал у биев и ораторов, которых встречал в народе. Позже, овладев обширными знаниями и искусством, Абай собрал вокруг себя талантливых учеников, чтобы передать им свое мастерство. В отличие от своих предшественников, Абай воспитал целую плеяду одаренной молодежи, ставшей настоящей литературной школой, распространившей свет многих искусств. Вклад этой школы в развитие казахской литературы огромен, ее историческая роль исключительна.
Долгое время сформировавшийся евроцентристский взгляд, привыкший ориентироваться на Россию и Запад, препятствовал принятию концепции «поэтической школы Абая». Это неудивительно, ведь хотя в мировой литературе встречаются случаи, когда мастера оставляли после себя учеников, по-настоящему уникален пример Абая, который объединял вокруг себя поэтов, давал им темы, проверял их работы, обсуждал и исправлял, превращая этот процесс в организованную литературную практику. Подобное явление встречается крайне редко.
Если обратиться к русской литературе, то ни А. Пушкин, ни М. Лермонтов не создавали поэтических школ или воспитывали учеников. Хотя Н. Гоголь оказал огромное влияние на русскую литературу 1850-х годов, известная фраза «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»» отражает не обучение Гоголем своих последователей, а их стремление развивать его литературные традиции. Таким образом, даже широко известное в русской литературе «гоголевское направление» скорее можно отнести к понятию литературной традиции, чем к понятию школы в узком смысле.
Прямое ученичество, когда наставник непосредственно обучает своих последователей, является редкостью в мировой литературе. Именно поэтому факт существования поэтической школы у Абая, объединяющей поэтов-учеников, противоречил советским литературоведческим рамкам.
Ученый Т. Кәкішев очень точно отметил: «Не обязательно и не нужно, чтобы казахская литература повторяла все явления, присущие европейской или русской литературе. Однако она обязана осваивать универсальные законы художественного творчества и становиться профессиональной. При этом, учась у развитых литератур, мы никогда не должны терять собственную уникальность».
Даже если великие поэты, такие как Пушкин, Гоголь или Абай, не занимались прямым наставничеством в классическом понимании, они неизбежно создавали собственные литературные традиции. Так, Н. Гоголь, по словам критика Н. Чернышевского, ценен не только как гениальный писатель, но и как основатель единственной литературной школы, достойной гордости русской литературы. Однако гоголевская школа в значительной степени ассоциируется с литературным направлением, в то время как абаевская школа демонстрирует прямые связи наставника с учениками.
В 1951 году М. Ауэзов писал: «Можно ли сомневаться в том, что у Абая за его 60-летнюю жизнь сложился определенный круг людей? По-моему, нет. И вопрос о его школе должен ставиться лишь в узком смысле, а не о его влиянии на всех последующих поэтов и всю казахскую литературу.
Последнее — это слишком широкое понятие. Речь идет о людях, которые непосредственно окружали его и в той или иной степени были творческими личностями. Но учитель — это одно, а ученик — другое. Пусть они не стали столь талантливы, как Абай (так и было). Пусть их произведения значительно уступают произведениям Абая… Однако учениками они были».
Таким образом, «поэтическая школа Абая» в узком смысле слова раскрывает его уникальную педагогическую деятельность как наставника, который целенаправленно обучал и вдохновлял своих учеников.
В 1950-е годы концепция «литературной школы Абая» была признана вредной и исключена из истории литературы, одной из причин чего стало разное понимание самого термина «школа». Не только название диссертации К. Мухамедханова, но и само понятие «школы Абая» подверглись коренному изменению, что заслонило педагогическую роль Абая.
В 1959 году прошла пятидневная научно-теоретическая конференция, посвященная основным проблемам казахской литературы. Стоит отметить, что подобные масштабные конференции, посвященные литературе, ранее или впоследствии не проводились, что свидетельствует о высоком уровне внимания к литературе того времени. На конференции с докладом на тему «Об основных тенденциях и направлениях казахской литературы 80-90-х годов XIX века» выступил М. Сильченко, который так высказался о «школе Абая»: «Неясным, вызывающим разноречивые толки, остается до сих пор вопрос о так называемых «абаевских традициях» в казахской литературе. В дискуссии 1951 года была отвергнута концепция поэтической школы Абая… Из-за неясности и неразрешенности проблем традиций и влияния, понятий о школах и направлениях в общесоюзной науке, у нас возникают затруднения в трактовке этих проблем. Есть неоспоримые факты, которые, тем не менее, трудно объяснить научно. Несомненно, что Абай имел много последователей».
Далее, говоря о учениках Абая, Сильченко добавляет: «Нам нужно отказаться от схоластических толков и споров по этому вопросу уже потому, что в истории нет и не было такого случая, чтобы литературное направление или школа объединяли писателей и поэтов, совершенно идентичных по своим общественно-эстетическим воззрениям и творческой манере».
Он отмечает, что творческое наследие учеников Абая не соответствует западным и русским представлениям о литературных направлениях и школах, сформированным в большей степени «старшими братскими народами». Советская система, привыкшая подгонять реальность, в том числе литературу, под унифицированные стандарты, не учитывала национальные особенности казахской литературы и уникальные качества такого гения, как Абай.
В итоге Сильченко предложил заменить термин «школа Абая» на «поэтическое окружение Абая», хотя и сам признавал, что этот термин «не соответствует действительному положению вещей». Он утверждал: «Ведь для истории литературы важны не пассивные отношения, а творческое взаимодействие поэтов и писателей одного исторического периода, единого в своей основе направления. Поэтому разрешите предложить на обсуждение понятие, принятое в истории русской литературы, — «поэзия (или поэты) абаевской поры»».
После этого понятие «школа» в отношении учеников Абая было устранено, а его влияние на окружение, включая конкретные педагогические действия, стало затушевываться.
Из-за политического давления Кайым Мухамедханов не смог защитить в науке наследие учеников Абая и в 1959 году был вынужден изменить не только название своей диссертации, но и ее основную идею. Понятие «ученики Абая» вынужденно было заменено на более нейтральное выражение «поэты из окружения Абая». Структура диссертаций 1951 и 1959 годов заметно отличается. Под влиянием политической критики поздняя работа оказалась существенно сокращенной. В первой диссертации, хотя имя Турагула не упоминалось, несколько его стихотворений и переводов подверглись анализу, но во второй работе он был полностью исключен.
Основной причиной споров вокруг работы 1951 года стал Кокбай Жанатаев и его «скандальная» поэма «Сабалак». Поэтому талантливый поэт, друг Абая на протяжении 25 лет, также был исключен из последней версии диссертации. Таким образом, без Шакарима, Кокбая и Турагула, а также с сокращением анализа творчества оставшихся поэтов до произведений, вписывающихся в «советскую рамку», понятие «школа Абая» все же было защищено в науке, но в сильно урезанном виде. Это стало возможным только благодаря настойчивости и выдержке самого Кайыма Мухамедханова.
Следует отметить, что в многотомное собрание трудов исследователя (Алматы: «Алаш», 2005), выход которого начался в 2005 году, вошла лишь вторая, защищенная в 1959 году диссертация. Работа 1951 года, за исключением главы о Кокбае, в сборник не включена. Если бы эта ранняя работа, не прошедшая советскую цензуру, но вызвавшая в свое время широкий резонанс, была добавлена, весомость многотомника только бы возросла.
Ученый-абаевед Бауыржан Аманкелдіұлы
Фото: gov.kz