«Мы помним, мы гордимся»: Александр Парфенович Чернявский
Войну Александр Парфенович Чернявский встретил в Белоруссии, ему тогда было всего 13 лет.
Его отца – председателя колхоза – и старших братьев фашисты повесили сразу же, его – мальчишку – не тронули. Он остался с жить с мачехой.
Женщина, чтобы спасти своих детей, Сашу трижды отправляла на работы в Германию.
Мальчишка бежал – разбирал пол в вагоне и на ходу спрыгивал с поезда. Дважды возвращался домой, на третий раз ушел к партизанам. Здесь, в партизанском отряде, для 13-летнего мальчишки и началась настоящая война.
Ему первому вручили автомат. Просто винтовка штыком все время цеплялась за кочки в белорусских болотах, а автомат ведь короче – удобнее.
А потом был бой, окружение, плен. Затем - фашистский лагерь, после освобождения - советский. Так и оказался в Казахстане. После освобождения здесь и остался, женился, вырастил троих детей, занимал руководящую должность на одном из металлургических предприятий.
Дедушку я не помню совсем. Его не стало, когда мне было чуть более года. Папа рассказывал, что, когда служил в армии, на его имя с Белоруссии пришло письмо, в котором ему, как старшему сыну Александра Парфеновича, предлагали вступить в наследство – в колхозе под Гомелем остался дом, земля. Эта была воля той женщины, которая отправляла Сашу в Германию, ему самому написать она так и не решилась.
Дедушка порвал письмо.