RU
Усть-Каменогорск
-9°
туман ветер 2 м/с, СЗ
495.28 518.41 5.44

Казахстанские перевозчики жалуются на проблемы с электронной очередью на пересечение границы с Китаем

Фото: КГД МФ РК

12 октября 2024 12:56 5 356 Алина Бурцева

В Министерстве финансов ответили на жалобы перевозчиков по «затору» на казахстанско-китайской границе, передает корреспондент Аltainews.kz.

Некоторые перевозчики сетуют на то, что занять электронную очередь для пересечения границы с Китаем практически невозможно. В сервисе электронного бронирования «CarGoRuqsat» на самых популярных пунктах пропуска «Достык-Авто» и «Нур Жолы» очередь расписана на 2-3 недели вперед. Компании-перевозчики обратились в госорганы с просьбой приостановить заблаговременную выдачу электронной брони на даты далее трех дней. Сегодня бронь доступна на месяц вперед. 

Некоторые перевозчики считают, что другие по незнанию или «на всякий случай» бронируют большую часть свободных слотов, а позже от своей очереди отказываются. Выходит, что пункт по факту остается свободным, а добросовестные перевозчики вынуждены ждать неделями, - пояснили суть претензии в ведомстве.

Кроме того, перевозчики утверждают, что активизировались желающие заработать. Они создают специальных ботов, бронирующих очередь за доли секунды. Позже эти места продают в телеграмм-чатах техподдержки сервиса «CarGoRuqsat». Стоимость начинается от 100 долларов.

В Комитете государственных доходов Министерства финансов РК предоставили расширенный комментарий по ситуации. 

Внедрение системы электронной очереди на государственной границе позволило решить множество проблем, связанных с прозрачностью процедур и планированием грузоперевозок. Нововведение значительно сократило время ожидания и дало возможность перевозчикам эффективно планировать свои маршруты, что положительно сказалось на грузообороте и транзитных возможностях страны, - отметили специалисты.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, появляются случаи, когда отдельные лица пытаются подорвать работу системы. Они используют различные методы, чтобы обойти установленные правила и сломать выстроенные процессы, видя в этом возможность для нелегального заработка.

Как следствие, искусственно созданный ажиотаж на границе приводит к завышению стоимости перевозок и формированию теневого оборота. Эти процессы негативно сказываются на стоимости транспортных услуг и препятствует честной конкуренции среди перевозчиков.

Мы продолжаем совершенствовать систему, усиливая меры безопасности и вводя более строгие меры за нарушения. Призываем всех участников процесса соблюдать правила и способствовать дальнейшему улучшению и развитию инфраструктуры на границе, - заверили специалисты.

В ведомственной также отмечают, что схема с массовым бронированием и последующей перепродажей брони с использованием программ-роботов была выявлена самим регистратором электронной очереди и разработчиком сервиса в лице АО «Информационно-учетный центр» Минфина РК.

Для системного решения проблемы и закрытия лазейки были предприняты следующие шаги: теперь бронь которая высвобождается, не появляется в реестре «свободных». То есть автомобиль может не прибыть в пункт пропуска, однако его очередь «сгорает», что делает невозможным «вторичный рынок» бронирований. Ранее она высвобождалась в случайном порядке, - рассказали в КГД МФ РК.

В ведомстве понимаю, что это может привести к временному «простою» пунктов пропуска, однако эффект от нововведения можно будет оценить позже, когда желающие незаконно нажиться на перевозчика перестанут организовывать теневые перепродажи. Очередь станет доступной для всех в равной степени.

Сегодня изучается вопрос внедрения штрафных санкций - удержания денег за не проезд. Так, если перевозчик три раза в течение месяца забронировал, но не приехал на пункт пропуска, то в доход республиканского бюджета в качестве добровольной компенсации с его кошелька списывается сумма в размере 100 МРП за простой соответствующего пункта пропуска, - сообщили о возможных изменениях в ведомстве.

Несмотря на все трудности, возврат к «живой очереди» даже на самом проблемном направлении – в КНР, по мнению специалистов, не является решение проблемы.

Говоря о положительных аспектах нововведений, за счет увеличения времени работы пунктов и оцифровки пропускная способность на казахстанско-китайской границе увеличилась за последние два года многократно.

В январе 2023 года «Нур Жолы» в день пересекало около 70 транспортных средств, то сегодня это число достигает 600 и более.

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться