RU
Усть-Каменогорск
+11°
ясно ветер 2,4 м/с, ЮВ
479.05 534.57 5.17

Запрет на приближение – как мера процессуального принуждения

Фото: dzen.ru

20 июня 2024 08:45 192 Скударнова Екатерина

 «Количество зарегистрированных случаев бытового насилия в отношении женщин» - есть такая графа в официальных статистических отчетах Республики Казахстан.

Точным до циничности языком цифр демонстрируется катастрофическая ситуация с этими преступлениями в стране: 2000 год – 22 367; 2005 – 41 829 и 2015 – 65 235, но между ними были 2 особо мрачных года, 2013 – 137 336 и 136 705 в 2014 году.

Это только зарегистрированные, то есть далеко не все.

Чего греха таить, но факт есть факт - не каждая женщина обращается в правоохранительные органы в подобных случаях. Страх перед насильником, жалость к нему, боязнь развалить семью, навредить детям, близким…

В Восточно-Казахстанской области пик этих правонарушений-преступлений пришелся на 2013 год – были зарегистрированы 11 547 случаев. Потом, год за годом шло сокращение и в стране, и в области. В 2020-м году в ВКО зарегистрированы 5 877 случаев, в 2021 - 5 162, в 2022 – 3 354.

Есть серьезная динамика уменьшения этого вида преступлений, однако страшен сам факт того, что в нашей стране, в семьях вообще могут тысячами случаться столь постыдные, средневековые моменты.

Резонансный судебный процесс по факту убийства Салтанат Нукеновой в Астане, который неделями тиражировали и даже смаковали многие отечественные медиа, если опустить вопросы этической стороны таких трансляций, высветил ярким светом то, что обычно стыдливо оставалось за кадром.

«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Это первые строки нашей Конституции, Основного Закона, однако, «жизнь, права и свободы» женщин в быту нередко скрываются в тенях, за дверями квартир, домов и элитных коттеджей.

Наша страна с первых дней существования начала перенимать лучший мировой опыт противодействия домашнему насилию.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной нашей страной 8 июня 1994 года, Казахстан принял на себя обязательства по принятию всех необходимых мер для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

В рамках этой Конвенции признается, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и наша страна, подписав этот документ, обязалась принимать все «необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».

В 1998 году Казахстан ратифицировал Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1997 года и тогда же присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года.

Публично и на международном уровне мы приняли на себя обязательства уделять надлежащее внимание вопросам предупреждения и расследования актов насилия в отношении женщин и наказания за такие преступления.

Вышеупомянутые нормы международного права нашли свое отражение в законодательстве РК о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе, которое основывается на Конституции и состоит из Уголовного, Уголовно-процессуального, и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов.

Чтобы узнать, как в Восточно-Казахстанской области обстоят дела с бытовым насилием, сегодня мы обратились за комментариями к судье Специализированного следственного суда Усть-Каменогорска Побияха Л. А.

Такие факты могут наблюдаться в отношениях между родителями или опекунами и детьми, бабушками и дедушками, или братьями и сестрами, - рассказала нам судья. - Это происходит среди людей всех культур, рас, профессий, уровней доходов, образования, религиозных убеждений и возрастов.

По ее словам, статистически чаще всего становятся жертвами бытового и сексуального насилия женщины и дети. Мужчины реже. При этом бытовое насилие может включать в себя физическое, сексуальное или психологическое насилие между людьми, которые живут под одной крышей.

По настоянию Главы государства 15 апреля текущего года в Уголовный Кодекс нашей страны был внесен ряд новых статей по обеспечению прав женщин и безопасности детей, которым усиливается уголовная ответственность за домашнее насилие и расширяющая спектр подпадающих под этот термин правонарушений, - пояснила Побияха Л. А.

В частности,

Статья 108-1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью;

Статья 109-1. Побои;

Статья 121-1. Приставание сексуального характера к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

По словам судьи, упомянутые выше составы относятся к уголовным проступкам, за которые, как правило, не следует наказание в виде содержания под стражей, в связи с чем существуют другие меры воздействия на правонарушителей.

К примеру, при наличии реальной угрозы женщине или ребенку, что некто угрожает им насилием или вполне может его совершить, в отечественном уголовно-процессуальном кодексе предусмотрена мера процессуального принуждения – «Запрет на приближение».

С подобной мерой многие из нас знакомы по сериалам и фильмам, и такая мера есть и в Казахстане.

Ее суть в том, что подозреваемому, обвиняемому или подсудимому решением следственного судьи или суда запрещается «разыскивать, преследовать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами» с его потенциальными жертвами, или, говоря юридическим языком – «с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях их защиты».

За нарушение запрета на приближение подозреваемого могут оштрафовать или применить иную меру пресечения.

Оградить себя от нежелательного контакта с потенциальным насильником можно по письменному заявлению.

При наличии реальной угрозы либо совершения подозреваемым уголовного правонарушения, связанного с применением насилия или с угрозой его применения против семьи и несовершеннолетних, выносится постановление о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании запрета на приближение и направляется в суд.

К такому постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость применения запрета на приближение. Копия постановления одновременно направляется и прокурору.

Ходатайство о санкционировании запрета на приближение рассматривается следственным судьей единолично в течение двадцати четырех часов с момента поступления ходатайства в суд.

Рассмотрев ходатайство и материалы, следственный судья выносит постановление о санкционировании либо отказе в санкционировании запрета на приближение. Постановление о санкционировании запрета на приближение или отказе в этом может быть обжаловано, пересмотрено по ходатайству прокурора в порядке, предусмотренном статьей 107 настоящего Кодекса.

В постановлении о запрете на приближение должны быть указаны основания применения данной меры процессуального принуждения и виды запрета на приближение, а также орган, на который возлагается контроль за ее соблюдением. Копия постановления о запрете на приближение вручается прокурору, подозреваемому, обвиняемому, защитнику, защищаемому лицу и органу, осуществляющему контроль.

Отмена запрета на приближение осуществляется мотивированным постановлением органа уголовного преследования с согласия прокурора либо судом в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, когда в этой мере отпадет необходимость.

«Запрет на приближение» лишь один из закрепленных в отечественном законодательстве механизмов, призванных обеспечить защиту и безопасность женщин, детей и других граждан, исключив возможность какого-либо физического или психологического насилия.

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться