Обязан ли покупатель брать дополнительный товар?
Фото: сгенерировано с помощью ИИ "Шедеврум"
Департамент по защите прав потребителей Республики Казахстан подготовил разъяснения по актуальным вопросам, касающимся прав покупателей, передает корреспондент Аltainews.kz.
Согласно статье 183 Предпринимательского кодекса РК реализацией (приобретением) товара с принудительным ассортиментом являются любые действия продавца (поставщика) или покупателя по установлению дополнительных требований или условий при реализации (приобретении) товара, которые ущемляют права продавца (поставщика), потребителя и, которые по своему содержанию или согласно обычаев делового оборота, не касаются предмета сделки.
В Законе РК «О защите прав потребителей» (статья 8-1 пункт 2) говорится, что установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам) относится к условиям, нарушающим и (или) ущемляющим права потребителей. Также, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (статья 28 пункт 1-1).
Поэтому, если вы столкнулись с тем, что вам навязывают дополнительные товары, вы вправе обратиться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю).
Вопрос: Я заключила договор на изготовление кухонного гарнитура. Срок изготовления уже прошёл, кухонный гарнитур не изготовили и не привезли. На что я имею право в данной ситуации?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) – сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги), что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то потребитель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.
На основании пункта 5 статьи 35 Закона за нарушение сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги)исполнитель обязан уплатить неустойку в размере одного процента от стоимости работы (услуги) за каждый день просрочки, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан.
Также согласно статье 21 Закона Вы вправе требовать компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей,
Вместе с тем, данные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что просрочка выполнения работы (оказания услуги) произошла вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Вопрос: Можно ли требовать возврат предоплаты, если продавец не доставил заказанный товар в срок?
Ответ: В соответствии со статьей 440 Гражданского кодекса Республики Казахстан в случаях, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет свои обязанности по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
В случае, когда продавец не исполняет обязанности по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежит уплате неустойка со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы. Договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать неустойку на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы.
Вопрос: Купил бывшую в употреблении обувь в комиссионном магазине. На ценнике было указанно, что товар «б/у». Во время примерки в домашних условиях выяснилось, что данные сапоги я не могу одеть с тёплыми носками, т.е. они мне не подходят по размеру. Возможно ли обменять или вернуть такую обувь, если с момента покупки не прошло 14 дней?
Ответ: В соответствии с пунктами 164 Правил внутренней торговли, утверждённых приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264, бывшие в употреблении непродовольственные товары обмену или возврату не подлежат, если иное не оговорено сторонами.
В связи с тем, что в комиссионном магазине Вами была куплена бывшая в употреблении обувь, то Вы можете её обменять или вернуть, только если Вы во время её покупки договорились о такой возможности с продавцом.
Согласно Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» 14-дневный срок предъявления требований установлен для обмена или возврата обуви надлежащего качества, которая не была в употреблении, сохранила свой товарный вид и потребительские свойства.