Покупки с умом и без последствий
При покупке товаров каждый может столкнуться с ситуацией, когда приобретение не соответствует ожиданиям, может быть неподходящим по размеру, фасону, расцветке или комплектации. Однако многие не знают, как грамотно действовать в таких ситуациях и защитить свои потребительские права. В Департаменте торговли и защиты прав потребителей по Восточно-Казахстанской области рассказали о возможностях возврата либо обмена товара, который по объективным причинам не устроил покупателя, передает корреспондент Altainews.kz.
В преддверии нового учебного года родители активно готовятся к школьному сезону, приобретая всё необходимое для своих детей. Растущее количество школьников и интерес к дополнительному образованию оказывают влияние на потребительские предпочтения и рынок в целом. Причём сегодня начинают всё активнее искать товары для школы не только в магазинах, но и на различных интернет-площадках.
ОБМЕНУ ПОДЛЕЖИТ
С потребительской точки зрения товар можно разделить на несколько категорий, и каждая из них имеет свои особенности.
Самый идеальный и, соответственно, предпочтительный вариант – это, конечно же, приобретение товара надлежащего качества. В случае если товар не подошёл по размеру, фасону, расцветке, комплектации, то в соответствии со статьёй 14 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» в течение 14 дней у покупателя есть возможность обменять товар на аналогичный, но уже подходящий по всем параметрам, при этом должны быть сохранены товарный вид, потребительские пломбы, ярлыки первоначально приобретённого товара. Если выбранный товар стоит дороже, то придётся доплатить разницу в цене. В том случае, когда подобного товара не нашлось, потребитель имеет право вернуть вещь и получить обратно уплаченную сумму.
Если покупатель приобрёл товар ненадлежащего качества – то есть имеющий те или иные недостатки, обнаруженные уже после покупки, – то согласно статье 15 вышеуказанного закона клиент имеет право на своё усмотрение потребовать соразмерного уменьшения цены приобретённого товара или же устранения недостатков за счёт продавца (владельца торговой точки). Если же покупатель сам уплатил деньги за устранение недостатков, то продавец обязан возместить понесённые затраты. Также в случае приобретения товара ненадлежащего качества по желанию клиента можно произвести обмен на аналогичный товар или же вернуть товар продавцу, потребовав возврата уплаченных за него денежных средств в полном объёме.
Однако следует помнить, что в случаях, когда о недостатке товара продавец предупреждает заранее, потребитель автоматически теряет право на обмен или возврат, поскольку согласился купить товар, зная о его ненадлежащем качестве.
Существуют также определённые категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату:
- лекарственные средства, изделия медицинского назначения;
- нательное бельё;
- чулочно-носочные изделия;
- животные и растения;
- метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьмы, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, плёнки, клеёнки;
- абонентские устройства сотовой связи.
Есть и ещё одна категория – уценённый товар, который реализуется по сниженной цене в связи с наличием недостатков либо устранением недостатков. Реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам классифицируется как распродажа.
Встречаются в торговых точках и таблички с надписью «Товар возврату и обмену не подлежит». Правомерно ли это? – Однозначно нет. Независимо от того, где был приобретён товар – на рынке или в магазине, – потребители должны помнить, что для всех и везде действует единый закон!
И ещё один нюанс. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗРК «О защите прав потребителей» в случае утери или невыдачи документа, подтверждающего факт приобретения товара, обмен или возврат товара должен быть произведён, если потребитель докажет факт его покупки у данного продавца (изготовителя).
Доказать факт покупки, не имея чека, можно в тех случаях, если она осуществлялась переводом с платёжной карты либо через QR-код, или же если рядом были другие покупатели, которые могут выступить в качестве свидетелей приобретения, а также если в магазине установлены камеры видеонаблюдения.
СРОК ГОДНОСТИ ИЛИ ГАРАНТИЯ?
Итак, вы полностью осведомлены относительно того, какие действия необходимо предпринять, если у купленного вами товара имеются недостатки. Следующий закономерный вопрос, который возникает у потребителя в таких случаях: «В течение какого времени я могу предъявить свои требования продавцу?»
В данном случае необходимо определить, какой именно вид товара вы приобрели. На некоторые товары устанавливается срок годности, а на некоторые – гарантийный срок. И действия потребителя в этих случаях могут быть следующими:
- В отношении товара, на который установлен срок годности, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
- Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несёт ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает истекать одновременно с гарантийным сроком на основное изделие.
При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново, если иное не предусмотрено договором.
В случае когда на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках комплектующего изделия и составной части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если недостатки в комплектующем изделии обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.
При продаже товаров по образцам, по почте, способом электронной торговли, а также в случаях если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара исчисляется со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, – со дня его установки (подключения) или сборки.
Если потребитель лишён возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (изготовителя), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара не исчисляется до устранения продавцом (изготовителем) таких обстоятельств.
Если день передачи (доставки), установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Если в дате изготовления товара указаны только месяц и год или год изготовления товара, днём его изготовления считается соответственно последний день месяца или года.
Сроки, указанные в соответствующей статье ЗРК «О защите прав потребителей», должны быть доведены продавцом (изготовителем) до сведения потребителя в информации о товаре.
Жители Восточно-Казахстанской области по вопросам защиты своих потребительских прав могут обращаться в Департамент торговли и защиты прав потребителей по ВКО: г. Усть-Каменогорск, ул. Крылова, 114, тел. 8 (7232) 267-207, e-mail: dzpp.vko@mti.gov.kz.
Дана Нагиева
Фото «Рудный Алтай»