RU
Усть-Каменогорск
+5°
ясно ветер 1 м/с, С
479.05 534.57 5.17

Права потребителей: что важно знать перед покупкой или получением услуги

Фото: itrainfitnessgrp.com

18 сентября 2024 19:10 181 Маргарита Малышева

В любом магазине или в месте получения услуги покупатель имеет право знать информацию о продавце или услугодателе. Это право регламентировано Законом РК «О защите прав потребителей», передает корреспондент Altainews.kz.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что продавец обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона «О языках в Республике Казахстан», в месте реализации товара.

Также продавец обязан в месте реализации товара размещать контактные данные уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В случае, если продавец является членом саморегулируемой организации, информация об этом подлежит обязательному размещению в месте реализации товара.

Эта информация необходима, чтобы потребитель знал, кому он может пожаловаться в случае нарушения своих прав персоналом или руководством объекта торговли или предоставления услуг. Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу, в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном законом.

Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Неисполнение предпринимателем обязанностей по размещению на казахском и русском языках информации является нарушением законодательства о защите прав потребителей, за совершение которого согласно пп. 1 ч. 5 ст. 190 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 190 КоАП, если деяние совершается повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобное нарушение, то это влечет штраф на физических лиц в размере 10, на субъектов малого предпринимательства – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП.

Особенности оформления потребительского уголка

Законодательством не предусмотрены правила оформления потребительского уголка.

Как показала практика, удобным считается установка информационного стенда, в котором есть специальные кармашки под документы.  Более простой вид – информационная папка, состоящая из прозрачных файлов. Ее можно тоже повесить на стене, особенно если места для установки стенда в заведении не так много. В папке легко помещается тот же объем информации, что и на стенде.

В отношении места размещения потребительского уголка тоже нет каких-либо ограничений. Основное условие – каждый потребитель должен иметь возможность изучить предоставленную информацию.

При этом желательно учитывать следующие правила по расположению потребительского уголка:

  • наглядность и доступность;
  • актуальность предоставляемых данных;
  • удобный подход.

Кроме вышеуказанной обязательной информации в потребительском уголке рекомендуется размещать информацию по условиям обмена или возврата товара, прейскуранты цен на предоставляемые услуги и другую необходимую для потребителя информация.

Таким образом, если сделать потребительский уголок содержательным и оформить его в соответствии с требованиями законодательства, то он может стать частью имиджа ответственного и законопослушного предпринимателя.

Подпишись на наш Instagram

Смотри новости быстрее всех

Подписаться