Как правильно совершать покупки через социальные сети
Изображение Preis_King с сайта Pixabay
При приобретении товаров в социальных сетях необходимо сохранять бдительность. Важно помнить, что очень часто интернет-продавцами выступают граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя. Это значит, что при заключении с ними договора покупателю будет сложно рассчитывать на гарантии, установленные Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей», передает корреспондент Altainews.kz.
Если гражданин продает товары или рекламирует в социальных сетях свои профессиональные услуги (в области профессионального обучения, консультирования, дизайна, уборки, переездов, бытового обслуживания, ремонта, красоты и т.п.), то по закону он должен раскрыть информацию о себе (ФИО или наименование юридического лица, местонахождение). Эта информация нужна для предъявления претензий или вызова такого субъекта в суд, если он нарушит ваши права.
Помните, что продавец или исполнитель услуг всегда может удалить информацию из социальных сетей. Прежде чем оплачивать заказ или договор уточните, получите ли вы онлайн-чек. Если оплата производится на карту физического лица, довольно сложно будет получить информацию о настоящем ее держателе, а узнать адрес такого человека могут только правоохранительные органы.
Прежде чем заказать товар, услугу необходимо попросить у продавца сведения об ИИН. Если он осуществляет свою деятельность легально, то представить эти сведения не составит ему труда. ИИН позволит Вам проверить информацию о нем в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обратите внимание, что для отдельных видов деятельности исполнитель работ или услуг должен обладать лицензией.
Решившись на покупку в социальных сетях, обязательно уточните у продавца характеристики товара, место производства, наличие инструкции на казахском и русском языках, наличие сертификата или декларации о соответствии.
Если покупатель разочарован в купленном онлайн-товаре, в первую очередь необходимо официально обратиться к продавцу с претензией.
Если после этого вопрос не решен, необходимо обращаться в уполномоченные органы по защите прав потребителей или в суд.
Помните, даже если вы столкнулись с недобросовестным физическим лицом, которое не зарегистрировано как предприниматель, закон на вашей стороне. Статьей 19 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, однако если этого не сделано – суд все равно вправе применить к такой сделке Закон «О защите прав потребителей» и прочие нормы, которые устанавливают для предпринимателя специальные обязанности по отношению к клиенту.
По вопросам защиты потребительских прав, для консультации, оказания помощи в составлении претензии, вы можете обратиться в Департамент торговли и защиты прав потребителей по адресу: г. Усть-Каменогорск, ул. Крылова, 114, телефон 8/7232/267207.